Леха, друг, исполнил мечту: приобрел УАЗ "Патриот". Машина явно не про всех, но про Леху. Ведь как говорят, в любых приключениях с УАЗиком так или иначе участвует болгарка, а у Лехи руки вставлены прямо. В общем, помог ему забрать бывший к моменту продажи не на ходу УАЗик со стоянки, дальше он сам целый месяц приводил все в порядок, и настал день, когда "мы наконец-то едем в лес".
Но Алексей гений восстановления любых механизмов, а я его дополняю идеями, где же можно побывать, а потому многие наши поездки чуть не заканчиваются необходимостью что-то чинить прямо в поле... В этот раз я предложил интересную тему поездки: подъехать к известным марийским озерам, расположенным на восточной границе национального парка Марий Чодры, не заезжая в саму Марий Чодру и не пользуясь большими трассами и популярными путями. Итак, мы сначала доехали до Эмеково, а затем мимо Яльчика попали в Алексеевское, а затем хотели посмотреть, куда идут дороги на север.
Проезжаем Алексеевское, давно из деревеньки леспромхоза ставшей коттеджной меккой заядлых казанских туристов (да, именно заядлые туристы загорались мечтой о бревенчатом домике в такой глуши и раскупили почти все, а может уже и все). Посмотрели на пол-Ленина и "шрот священника" - залежи всякой техники, то ли музей, то ли что.
И поехали дальше, к нефтепроводу, по которому рассчитывали проехать дальше, чтобы попасть к Кленовогорскому Хутору. Но просека газопровода была пригодна разве что только для мотолыг: УАЗик постоянно грозился упасть колесами в глубокую колею под тонкий лед, а днищем сесть на выпуклость.
Мы нашли на карте дорожки, параллельные просеке и понадеялись, что в неотрисованной части карты они могут выходить на менее распаханный участок, и так мы до своей цели доедем. Мы раскидали пару завалов, но дорога фрактально терялась на лесных полянах и на покосах, но никак не выходила куда-то дальше насквозь. Вовремя принимаем решение не ломиться дальше именно тут.
А за окном чудеснейший иней - это был первый мороз после теплых дней, толком нет снега, а водоемы покрылись ровным льдом, давая надежду, что еще неделька морозов, и можно будет и в коньковый поход. Не, тогда потом пришли снега и мы обломились с коньками очередной раз.
Мы поехали обратно через Алексеевское к трассе, найдя сбоку от дороги маленькое озерцо, уже полностью покрытое льдом. В озере было на метр ниже воды, чем рассчитано по сходням, а в траве лежала маленькая деревянная лодка - но неожиданно большая для этого озера.
Мы попробовали лед у берега ногой - он смачно ухнул по всей длине небольшого озерца.
Перед выездом на трассу мы заехали на Яльчик. На Малый Яльчик. Если не знать, можно и не догадаться, насколько больше его собрат. На той стороне была где-то наша любимая поляна, куда мы не ездили лет 7, но никаких примет ее - определенным образом поваленных деревьев - мы уже не увидели. Мы поняли, что берег за нашими спинами рядом с тем местом, где больше всего погибло людей во время летнего супершторма 2023 года.
Мы выезжаем на Сотнурский тракт - "рокадную дорогу", параллельную границе с Татарстаном, и в том месте, где его пересек исторический Галицкий тракт, а сейчас просто местная дорога до деревни Кожласола и Тошнер, повернули налево. За Кожласолой тракт "сошел с асфальта", и мы вслед за ним повернули на лесную дорогу, по которой на немоторизованном транспорте можно без всяких нарушений доехать до Кленовой Горы.
Наша первая остановка - Куж-Ер. Он затопил берега и замерз. Но по ощущениям, из-под тонкого льда в промоинах у самого берега, вода была подозрительно теплая. Видать, в озере активно орудовала конвекция. Анатолий отказался делать нам интересный контент, случайно взятые в поездку коньки так и остались в багажнике :)
Я и сам впервые побывал на туристической стоянке на Куж-Ере (Долгом озере). Я проезжал мимо на велосипеде, но тогда было лето и она была занята.
Мы возвращаемся на тракт и едем, но есть главная цель - важная развилка, на которой нам нужно повернуть именно налево, если не хотим становиться нарушителями. Это единственная легальная дорога на Кленовогорский Хутор, как вы уже наверное поняли, длинная и мало кому по пути, тогда как прямой путь от хутора до санатория лежит, разумеется, через земли нацпарка. Потому дорога эта наезжанная, с уложенными гатями, и, кстати, как бы не живописнее, чем оставленный в стороне тракт.
А для меня еще и была спасительная в свое время. Она проходит мимо нескольких полностью заросших до состояния полян то ли озер, то ли болот. Вышли на них, и даже ничего не пошатнулось.
Так мы по этой дороге выехали на сам Кленовогорский хутор, жизнь на котором активна. Уж больно он знаковый. Есть там и пасечники, и монах-отшельник. Кто-то из них при нас шел в баню из дома по участку. Проехали насквозь, и на другом конце хуторских полей подъехали, насколько позволяла легально сделать карта на навигаторе, к озеру Конан-Ер.
Я впервые оказался на стоянке на южном, высоком берегу озера - с любовью сделанной кем-то очень хозяйственным. Но, надо сказать, Конан не оставил своего классического впечатления, и я понял почему! Дело в том, что пейзаж озера составлен по театральным канонам. Северный берег - зрительный зал. Гладь озера - сцена. А гора с лесом за ним - декорация. И только так оно воспринимается величественно, по задумке Автора. Мы же пролезли со стороны мостков работников сцены куда-то на декорацию, и смотрели на сцену вперемешку со зрительным залом. Не делайте так :)
А потом мы вернулись обратно. И уже почти в темноте на этом участке, между хутором и болотами, нашли ответвление. Неглубоко в лес. Там стояла большая открытая клетка, а рядом была деревянная вышка, но невысокая, где-то на уровне 3 этажа, деревянная, с окном. Висела табличка "ведется видеонаблюдение". Разобраться было уже тяжело, но вроде как с вышки вела к клетке система веревок. Телефон у меня сел, а парни близко подходить не захотели. Так что остается вернуться сюда как-то в более светлое время суток.
Мы же вернулись в Казань, проехав поперек Сотнурского тракта на грунтовки, связывающие марийские деревни с татарскими, и через Олыкъял, Никольское, Уразлу и Большие Ключи вернулись в город.