С первых строк статьи хочу обозначить важный момент - если вы заметили, что речевые навыки и функции у ребёнка не соответствуют норме, проконсультируйтесь с логопедом и неврологом.
Известно, что любое речевое нарушение влечёт за собой различные трудности: от задержки психического развития, до формирования эмоциональных и личностных проблем. Даже нарушение звукопроизношения оказывает влияние на последующее формирование речи, речевого поведение и социализацию. Это естественный процесс, на который непосредственное влияние оказывает близкое окружение: семья и социум. Не говоря уже о таких сложных речевых расстройствах, как заикание, дизартрия, алалия и т.п. нарушения
Воспитание детей - сложный процесс, но здесь он осложняется речевыми проблемами. Родители действуют методом проб и ошибок, идут на ощупь, прислушиваются к интуиции
Конечно, большинству мам и пап не нужно объяснять, что особенности детско-родительских отношений могут усугубить проблемы, а могут нивелировать. Но стоит проговорить те моменты, на которые необходимо обратить внимание в процессе воспитания детей с заиканием и склонностью к расстройствам плавности речи.
Современные исследования доказывают, что эмоциональные и личностные проблемы вероятнее сформируются, если:
- Если трудно принять ребёнка со всеми речевыми трудностями и проблемами.
- Если отрицать коммуникативную самостоятельность и инициативность ребёнка.
- Если ограждать от неприятностей, связанных с общением: исключать из социума, ограничивать контакты.
- Если болезненно относиться к неудачам ребёнка и винить в этом речевые проблемы.
- Если ребёнок остаётся в рамках многочисленных ограничений и запретов из-за речевых трудностей.
- Если постоянно и всецело контролировать жизнь, действия и поступки ребёнка в том числе речь и высказывания.
- Если долго сохранять тесную связь с ребёнком, считать себя с ним единым целым и единственным, кто может понять и помочь, исключая близких, друзей и специалистов.
В общей совокупности данные особенности встречаются редко, но один-два фактора в системе детско-родительских отношений присутствуют всегда. Исследования подтверждают, что подобные тактики формируют особенности в структуре личности детей такие как:
- тревожность
- напряжение
- ранимость
- молчаливость
- отчужденность
- интровертированность
- эмоциональная неустойчивость
- зависимость от мнения окружающих
Данные состояния и склонности, которые появляются в структуре личности, могут усугублять речевые проблемы и ограничивать возможность полноценного общения.
Важно сказать, что крайне сложно воспитать ребёнка, который совсем не будет думать о своих трудностях и недостатках. Непросто сформировать личность, которая не будет обращать внимание на свои речевые проблемы и полноценно социализироваться.
Но попытаться стоит, а для этого нужно понимать, как лучше действовать. Если вы хотите узнать, что нужно сделать, чтобы минимизировать влияние речевых нарушений на эмоционально-личностное развитие, ставьте лайк
Спасибо, что прочитали! Спасибо за внимание!