Императрица Иоланда (1175-1219), прибыв в свою столицу, также благополучно разрешилась от бремени, на свет появился их с Пьером последний ребенок, названный в честь рода матери - Болдуином.
Два года, с весны-начала лета 1217 года (когда стало известно о разгроме армии мужа) и по июнь 1219, когда наконец было официально объявлено о смерти Пьера, она была полноправным регентом. Позже ее статус не совсем ясен, как я понимаю, у историков есть два мнения - или она стала императрицей де-юре, или же оставалась фактической правительницей. Неизвестно была ли Иоланда де Эно-Куртене чем-либо больна, или же она угасла вместе с несбывшейся надежной, но императрица умерла уже в сентябре 1219 года, в возрасте всего 36 лет. Вряд ли знать империи тогда успела понять, насколько тяжела будет для всех и эта потеря, так как супруга Пьера де Куртене оказалась на редкость хорошей правительницей и продолжательницей дела своего брата по укреплению нового государства.
Вставал вопрос по поиску следующего императора. Так как традиция уже сложилась, выбор был не так уж обширен, и корона была предложена старшему сыну Пьера и Иоланды, Филиппу Куртене, маркграфу Намюрскому. Так что немного об этом не слишком известном сеньоре. К этому времени Филипп уже кое-что понимал и в военном деле, и в хитросплетениях европейской политики, был наследником крупных владений - чем не кандидат в новые императоры? Маркграфа повсеместно хвалили за рыцарство, прозвище у него было, правда слегка странное, Philippe à la Lèvre - «Губа» или «Тот, у которого губа».
Прежде всего ему пришлось отстаивать дядюшкино наследство, вместе с Намюром он унаследовал и конфликт, связанный с этим владением. Вообще, маркграфиней стала Иоланда де Эно-Куртене (в 1212 году после смерти своего бездетного брата Филиппа), но так как уже ее очевидным преемником был старший сын Филипп, то она сразу и делегировала ему значительную часть власти.
Подтверждением тому может служить любопытный факт: в 1214 году, Филипп Намюрский во главе войск своего маркизата сражается в составе имперской армии Оттона IV Брауншвейгского (как вассал Империи) в битве при Бувине. Против своего родного отца Пьера, который, разумеется, как вассал короля Франции Филиппа II Августа, за него и бьется в этом же сражении. Или сказать по-другому - войска дамы, которыми руководит ее старший сын, сражаются против войск мужа этой дамы, а упомянутый сын - их общий ребенок. И при этом в семье никакого конфликта и никто не находит ничего странного в сложившейся ситуации.
В истории рода Куртене есть одна особенность. Начиная с отца-основателя, Пьера I, семья держалась на плаву благодаря приданному. Пьер, будучи предпоследним сыном короля Людовика VI Толстого в 1150 году очень удачно женился на Изабелле, дочери Рено де Куртене. По неизвестным причинам (предполагается, Рено был приверженцем Алиеноры Аквитанской, хотя всё равно не слишком понятно почему это должно было стать весомым мотивом) Рено выехал в Англию, забрав с собой трех сыновей и еще одну дочь, а свои французские сеньории оставил Изабелле и ее мужу. (Кстати, на новой родине первый дом Куртене весьма преуспел.)
Таким образом, младший сын получил «стартовый капитал». Затрудняюсь сказать, приобрел ли Пьер что-либо «сверху» на безупречной службе своему старшему брату королю Людовику VII Молодому. Можно говорить и о непоследовательности Людовика - вот другому брату, бунтарю Роберту от брата-короля досталось в апанаж графство де Дрё, а верному Пьеру - кажется, ничего. Странный был король.
Сеньория Куртене, довольно-таки скромная, достается старшему сыну Пьера и Изабеллы, названному в честь отца. Сеньориями поменьше из наследия матери, Пьеру II пришлось поделиться с младшими братьями: Робертом и Гийомом. К счастью для Пьера, его двоюродный брат Филипп II Август, в отличии от высокодуховного отца предусматривал за верность короне не только моральное, но и материальное вознаграждение. Король организовал для своего кузена брак с Агнессой, наследницей дома Монсо, владевшего тремя графствами в Бургундии - Невером, Осером и Тоннером, очень удобно примыкавшими друг к другу.
Но вот здесь у семьи не слишком задалось, эти бургундские владения, как пришли по женской линии, так и «ушли» по ней же. В браке с Агнессой, которая скончалась в 1192 году, за восемь лет брака у Пьера была только одна дочь Матильда. Следовательно, по всем обычаям, Матильда была генеральной наследницей, и ее отец мог рассчитывать только на регентство пока дочь не выйдет замуж. Даже случись ее преждевременная смерть, Пьер не смог бы унаследовать эти владения за дочерью, сомневаюсь, правда, но кажется такой вариант исключался - феодал мог вернуть земли, выданные своему ребенку, если тот/та скончались без потомства, но не мог получить то, что досталось этому ребенку не от него лично.
Как ни крути, Матильда всё равно должна была выйти замуж, а уж в этом случае произошло так, что Пьер отдал дочь не по своей доброй воле. Он, сам, кстати, почти сразу (не прошло и года) женился повторно на Иоланде де Эно, этот брак изначально был уже гораздо скромнее, не ясно что Пьеру пообещали и выдали в приданное за женой. Сеньор Куртене сразу же обручил свою пока еще маленькую дочь с братом Иоланды, Филиппом, маркграфом Намюра (1174-1212), уж если терять графства, то пусть они достанутся хотя бы союзнику и близкому родичу.
Но так получилось, что Куртене проиграл маленькую феодальную войну своему восставшему вассалу Эрве де Донзи, попал в плен и вот в обмен на свободу Пьер и выдал дочь замуж за удачливого де Донзи, разумеется, вместе с правами на все три графства. Невер де Донзи получил за юной женой сразу, а Осер и Тоннер Пьер сохранил за собой только лишь с правом пожизненного управления.
В общем итоге, старшему сыну Пьера и Иоланды оставалась от отца скромная сеньория Куртене и от бездетного дяди Филиппа - богатый Намюр. Таков был расклад по европейским владениям семьи Куртене, когда новому главе этого дома Филиппу, предложили корону Латинской империи. Все полагали, что намюрец согласится с радостью, венецианцы в одном из своих отчетов успели назвать его «господином и императором Филиппом». Однако… Филипп вежливо отказался.
*****
Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017