Найти тему
Лена про карьеру

Как раскусить НЕДОБРОСОВЕСТНОГО работодателя: 6 фактов, которые должны НАСТОРОЖИТЬ

Меня недавно попросили рассказать, как выявить недобросовестного работодателя на разных этапах поиска работы. И правда, я много рассказываю, как получить работу в хороших компаниях, а вместе с этим важно еще и не попасть в плохую.

Поэтому в этой статье я расскажу о 6 звоночках, которые вас должны насторожить при поиске работы.

Если, общаясь с компанией, на любом этапе вы встретили какой-то из них, это может быть признаком недобросовестного работодателя, и я как карьерный эксперт не советую вам с ним связываться. Но даже если вы решите попробовать, то хотя бы будете знать, что здесь можно ожидать подвох.

1. Компания, куда вы устраиваетесь, должна платить вам деньги за отработанные задачи и время

И никогда это не бывает наоборот. Поэтому, если вам предлагают заплатить деньги до трудоустройства под любым предлогом - бегите сразу. Здесь не может быть двоякой трактовки, это всегда развод.

Источник изображения Freepik.com
Источник изображения Freepik.com

Чаще всего такие компании предлагают оплатить обучение новой профессии, спецодежду или какое-то оборудование вроде телефона или ноутбука, которые якобы вам нужны для работы и компания закупает именно для вас. Они объясняют это тем, что вкладывают в вас время, делятся ценными знаниями, а вы такой недобросовестный можете уйти, поэтому это некая подстраховка. Со спецодеждой то же самое: якобы на вас шьют индивидуально, а вы можете отказаться от работы. Что бы вам не говорили - не верьте.

2. Любой труд должен быть оплачен

Поэтому, если вам в любом виде предлагают поработать бесплатно, тоже бегите. Это могут быть пробные дни, неоплачиваемая стажировка (которую иногда маскируют, что якобы вы учитесь, а не работаете в это время).

Вам это могут предложить и озвучить на собеседовании, а могут уже при трудоустройстве. Поэтому, если у вас есть хоть какие-то сомнения на счет порядка и размера оплаты, обязательно спрашивайте и проясняйте это еще на собеседовании, чтобы потом просто не тратить время.

3. Любые расхождения того, что написано, и того, что вам объясняют и обещают устно

Это, как правило, проявляется при трудоустройстве:

- вам предлагают должность руководителя проектов, но в трудовую будет записано “аналитик”, якобы так составлено штатное расписание;

- или вы будете работать в компании А, а оформлены будете в другое юрлицо, компанию Б;

- вам говорят один функционал, но, читая должностную инструкцию при оформлении, вы видите, что там написан другой. Тоже могут сказать, мол, инструкции написаны давно, да они ни на что не влияют ...

Не верьте этим объяснениям. Все работодатели прекрасно знают требования закона и трудовой инспекции. И если дело дойдет до трудового спора, то вы наберетесь проблем.

Даже если банально в какой-то момент вас захотят уволить, по любым соображениям, то это будет сделать намного легче, приписав какое-то нарушение или неисполнение обязанностей, если у вас кривая должностная, в которой написано совсем не то, что вы делаете по факту.

Я всегда говорю: хорошо когда все хорошо. И то, что у вас записано в трудовой, правда, не так важно для вашего будущего трудоустройства в большинстве случаев. Но если с самого знакомства компания начинает "химичить" с документами - лучше с ней не связываться.
Изображение от cookie_studio на Freepik.com
Изображение от cookie_studio на Freepik.com

4. На собеседовании представитель компании не может внятно ответить на ваши вопросы

Задавать вопросы очень важно. И слушать ответы очень важно.

Да, рекрутер может не знать каких-то тонкостей работы, но в этом случае нужно продублировать вопрос на интервью с руководителем.

Да, руководитель может наоборот не все знать про общекорпоративные вопросы - про перспективы обучения или про льготы для сотрудников, но опять же, тогда должен быть кто-то, кто отвечает за этот процесс и может ответить.

Если вы задаете один, второй, третий вопрос и получаете туманные размытые ответы, особенно про функционал и деньги - то это еще один звоночек, который должен насторожить.

Проводить собеседования и нанимать людей - это тоже навык. Не все это умеют делать хорошо. Я могу допустить ситуацию, что какой-то молодой руководитель первый раз ищет себе сотрудника, и у нет просто опыта - он задает какие-то неуместные вопросы, сам не подготовился….. а в целом в работе все неплохо будет.
Но если вы это заметили, то как минимум вы должны более внимательно читать документы при трудоустройстве, как минимум сходить почитать отзывы о компании, то есть дополнительное узнать про компанию.

5. Отзывы

Одно дело, если вы устраиваетесь в какую-то крупную компанию, про которую все знают и которая с точки зрения именно добросовестности, скорее всего, надежная и белая. Читать отзывы про Яндекс, Газпром или Сбер довольно бессмысленно. Компания огромная, людей приходит и уходит много, конечно кто-то может быть недоволен, но просто за счет масштабов эти отзывы не показательны.

Если же вы устраиваетесь в малознакомую, небольшую компанию, про которую вы раньше ничего не слышали, то стоит про нее почитать. Есть разные сайты с отзывами бывших и текущих сотрудников.

Вам должен быть важен не отдельно взятый негативный отзыв (такие будут про любую компанию), а общий градус отзывов и какие-то повторяющиеся причины недовольства.

То есть если вы читаете один за другим про то, что компания кидает на деньги, или что начальство неадекватное, и таких отзывов не один-два, а подряд, то это должно насторожить.

Отсутствие каких-то либо вообще отзывов тоже должно насторожить. Вообще стоит проверить, как давно компания существует: если месяц - это тоже дополнительный повод покопать.

То есть недовольства - это норма, но если какие-то пункты повторяются из раза в раз, скорее всего - то узкое место. Можно хотя бы спросить про это на собеседовании.
Источник изображения Freepik.com
Источник изображения Freepik.com

6. Ваша интуиция

Её тоже не нужно списывать со счетов.

Иногда все вроде выглядит прилично, но есть какое-то общее послевкусие, что не стоит туда идти.

Руководитель может ничего такого не сказать, но отталкивает. Или говорят вроде все хорошо и складно, но ощущение, что не верите.

Бывает, что сам офис отталкивает - в общем много может быть таких субъективных вещей. Ключевые признаки, которые выдают мутного работодателя, мы разобрали, но и в других аспектах на всех этапах нужно оценивать общую адекватность.

Вы в конце концов инвестируете свое время, силы, и будет обидно потратить время на три собеседования, а потом узнать, что эта работа без оформления.

Друзья, спасибо, что дочитали эту статью до конца. Я надеюсь, что вам такие работодатели попадаться не будут. А как понять, какую работу вы хотите и как получить работу в классных крупных компаниях, я рассказываю в других статьях на моем канале, так что подпишитесь.

А еще в приглашаю вас в мой Телеграм-канал "Лена про карьеру": https://t.me/lenacareer. Там я ежедневно делюсь подсказками по поиску работы и карьере, провожу бесплатные вебинары и отвечаю на вопросы.