Перед тем как начать о главном, мы должны совершить небольшой экскурс в историю искусств. И начнем с живописи. В живописи, по неписанным правилам восприятия, считается, что писать реалистичные изображения - имитирующие пространство, свет, сложный колорит - намного сложнее, чем абстракции, представляющие собой набор цветовых пятен, линий, фигур. Тем не менее, если попытаться создать копию абстрактного полотна, окажется, что это не так-то просто (иногда невозможно) - используются не базовые цвета из тюбиков, а сложные смеси, применяются нестандартные методы нанесения краски и другие технические хитрости. Если взять фотографию, то ситуация будет обратной - нам ничего не стоит запечатлеть реальность одним нажатием кнопки и гораздо сложнее создать что-то художественное, абстрактное, нереальное. Поэтому нет ничего удивительного, что сюрреализм, который изначально был политическим движением, как искусство зародился в фотографии Андре Бретона, затем в кино Луи Бунюэля и только после этого в живописи Сальвадора Дали и Рене Магрита. Художник-фотограф это такая же комплексная библиотека знаний, как и художник-живописец. Это физик (разбирающийся в свете, цвете, химии), режиссер (управляющий командой, потому что для съемки иногда требуется очень много людей), постановщик (занимающийся сценой, моделями, техникой, обеспечением), оператор (работающий со светом, композицией, кадром), художник (работающий с цветом, пост обработкой, смыслом произведения), дизайнер (разрабатывающий многое из того, что находится в кадре и еще больше из того, что в кадр не попадает) - это всё один фотограф. Хочется его даже назвать "художественным инженером", нежели художником. И сегодня это герой нашей статьи. Он стал известен миру по имени Хиро, а для советского зрителя стал известен по выставке "Фотография США", проходившей в Москве в 1976 году и публикации его работ в журнале "Америка".
Как и фотографии, которые он сделал, его имя - это сгущение, сведение к сути, яркое и запоминающееся. Хиро - это профессиональный псевдоним японца Ясухиро Вакабаяши, работавшего в мире фотографии более 50 лет. Его фотографии настолько же сюрреалистичны как и его жизнь.
Родившийся в Шанхае в 1930 за год до вторжения японских войск в Маньчжурию, он достиг совершеннолетия в разгар Второй мировой войны в Китае, в семье японского лингвиста, который, возможно, был шпионом. Его семья была интернирована в Пекине в конце войны и в 1946 году вернулась домой, в оккупированную Японию, лежащую в руинах. Он учился в токийской средней школе, но был чужаком в своей стране. Он читал американские журналы мод в отелях и в домах американских офицеров, изучал английский язык и был очарован работами Ричарда Аведона и Ирвинга Пенна. Он купил фотоаппарат и сфотографировал свой раздробленный мир.
Когда ему было чуть за 20, его осенило: фотографии, сочетающие обыденное и экзотическое, могут превратить обычный объект в нечто желанное и продаваемое. В 1954 году он приехал в Калифорнию с дерзким планом поработать у Ричарда Аведона, легендарного модного фотографа, который снимал моделей, резвящихся в ночных клубах и катающихся на роликах по площади Согласия. Два года спустя, после работы на начальном уровне у двух коммерческих фотографов, он поступил учеником в студию Аведона в Нью-Йорке.
Обучаясь в студии Ричарда Аведона, он продержался всего год, потому что Аведон увидел, что он слишком талантлив, чтобы играть вторую скрипку, и отправил его к редактору Алексею Бродовичу, который сделал его штатным фотографом журнала Харперс Базар. Бродвичу принадлежит такая фраза о фотографии: "Если вы смотрите в свой фотоаппарат и видите что-то, что видели раньше - не нажимайте на спуск" Их сотрудничество продлилось 18 лет, после чего Хиро открыл собственную студию. Его снимки сделаны великолепно, без компромиссов, визуально четкие и совершенно удивительные по сочетанию элементов. Это и есть сюрреализм - живая реальность в которую трудно поверить
Работы Хиро подвержены различным интерпретациям, и в контрасте между копытом и драгоценным камнем можно увидеть символическую историю, но сила изображений заключается в другом. Его основная цель, по-видимому, состоит в том, чтобы бросить вызов восприятию и точке зрения зрителей. Рассматривая его лучшие фотографии, мы часто спрашиваем, "что мы видим?" и "под каким углом?" Как только мы отвечаем на вопросы, у нас остается чувство радости и легкости в духе фотографической игры. Когда-то давно Анри Картье-Брессон инсценировал фотографию человека, который на полпути переступает через лужу воды. Позади него на стене висел плакат с изображением акробата, тонкий комментарий Картье-Брессона о том, что "фотография - это своего рода волшебство, и то, что вы видите сначала, - это еще не все, что вы получаете". Если Хиро что-то и продает, так это радость в среде, которая показывает нам вещи, кажущиеся невозможными, и заставляет нас поверить в них.
В наш век компьютерной графики работы фотографа, включающие живых животных, сложные постановки и необычные позы, почти наверняка выглядят дополненными или отредактированными. Но Хиро избегает "постпродакшна" в своих изображениях, и его работа отличается неумолимой точностью от начала до конца, где каждая настройка и кадр выполнены с военной точностью. Его точность не является препятствием для творчества или ненужной одержимостью, а скорее средством выражения его идей.
Аведон однажды описал Хиро как “туриста всей собственной жизни”, размышляя о том, что взгляд Хиро на мир не был полностью восточным или западным, а это означает, что он мог запечатлеть обе культуры в своих работах с определенной отстраненностью. Хиро скончался 15 августа 2021 года в своем загородном доме в Эрвин, штат Пенсильвания, в возрасте 90 лет. Его работы, оказавшие большое влияние на нас, опубликованы в трех монографиях и сегодня хранятся в постоянных коллекциях Музея изобразительных искусств в Бостоне, Дома Джорджа Истмана в Нью-Йорке, Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Европейского музея фотографии в Париже, музея Дж. Пола Гетти. в Лос-Анджелесе, Токийском музее фотографии Метрополитен и Музее моды Кобе в Японии.
Постреальность: