Отечественные историки с гордостью заявляют, что Александр Васильевич Суворов за свою долгую военную карьеру не проиграл ни одного сражения. Это утверждение оспаривается иностранцами, и это неудивительно. Когда становится известно, кто именно ставит под сомнение слова о непобедимости Суворова, это вызывает улыбку. Конечно же, поляки! Они утверждают, что 20 февраля 1771 года Суворов был наголову разбит франко-польскими силами в замке Лянцкорона под Краковом. Действительно, есть основания для таких рассуждений, но «наши партнёры» умалчивают о масштабах и итогах противостояния в этом местечке.
В 1768 году польско-литовская шляхта, недовольная Россией и её ставленником — королём Речи Посполитой Станиславом Понятовским, организовала конфедерацию. Русские войска пришли усмирять конфедератов по приглашению законного правителя.
Конфедераты потерпели несколько поражений от Суворова. Тогда они выписали из Франции генерала Дюмурье, который пообещал собрать войско из 60 тысяч солдат и защитить их.
Зимой 1771 года произошла стычка между войсками Суворова и Дюмурье. Александр Васильевич решил штурмом взять крепость Лянцкорону, где засело 300 конфедератов и их сторонников.
В бой он отправил Суздальский полк, который почти выполнил задачу, но ворваться внутрь замка не получилось. Оборонявшиеся смогли ранить всех офицеров, которые бездумно бросились в атаку в первых рядах. Без их командования пришлось отступить.
Потери русских составили 30 человек, французов и поляков — 11. Укрепление не имело стратегического значения, поэтому командующий мудро обошёл его и отправился заниматься более важными делами. Однако он затаил обиду. Сохранилось крайне раздражённое письмо Александра Васильевича генералу фон Веймарну, где он неодобрительно отозвался о суздальцах. Поляки же обрадовались этому сражению и отмечают эту победу до сих пор.
Судьба дала Суворову возможность взять реванш 23 мая того же года. Место и противник были те же. На этот раз силы гарнизона Дюмурье насчитывали уже 3500 человек, к тому же у них было значительное преимущество — 50 пушек. Войско расположилось таким образом, что левый фланг упирался в замок, а центр и правый фланг заняли выгодные позиции на возвышенностях, защищённых рощей. Французский генерал был уверен в своей победе. У Суворова была такая же численность войска, но оно растянулось на марше.
Александр Васильевич не стал медлить и в этот раз. Понимая, что атака по всем правилам военной науки приведёт к затяжному сражению, он использовал фактор внезапности и бросил в бой всех, кто оказался рядом: 150 карабинеров (тяжёлую конницу) и 200 казаков. И не на равнинный левый фланг, как ожидал враг, а на находившийся на пригорке правый.
Русская конница вступила в бой с такой яростью, что франко-поляки дрогнули и бросились бежать, позабыв о своих пушках. Остановить солдат не смог даже лично прибывший на позиции Дюмурье. Вскоре подошли отставшие русские части и добили тех, кто не успел убежать. Сражение длилось всего полчаса, но за это время противник потерял полтысячи человек. У русских было 10 раненых, убитых не было.
После разгрома французского генерала у конфедератов остался только один дееспособный военачальник — граф Огинский. Александр Васильевич разберётся и с ним.
Единственное поражение Суворова или как Александр Васильевич взял реванш у французского генерала
Партнёрская публикация
26 августа 202426 авг 2024
18
2 мин