Найти в Дзене
PSYCONNECT

Психология психопатов — хищников, которые ходят среди нас

Крадут, обманывают, издеваются и лишают жизни, не испытывая при этом чувства вины или угрызений совести. Ведущий эксперт по психопатии Роберт Хэйр считает, что один процент людей являются психопатами, в то время как клинический психолог Марта Стаут предполагает, что эта цифра приближается к четырём процентам. Исследования показывают, что психопаты чрезмерно представлены в мире руководителей корпораций и в политике. Здесь мы рассмотрим психологию психопатов, поскольку эти знания могут помочь нам свести к минимуму ущерб, который они наносят нам, нашим близким и человечеству в целом.

По сравнению с другими основными клиническими расстройствами, психопатии было посвящено мало систематических исследований, даже несмотря на то, что она вызывает гораздо больше социальных и психических расстройств, чем все другие психические расстройства вместе взятые. Психопаты встречаются в каждом сегменте общества, и есть большая вероятность того, что вам предстоит болезненная или унизительная встреча с одним из них. Ваша лучшая защита — понять природу этих человеческих хищников.

Роберт Хэйр говорит: «У тебя нет совести». Такие личности, как Тед Банди, Чарльз Мэнсон или Джеффри Дамер, приходят на ум большинству людей, когда они думают о психопатах. Хотя такие люди действительно являются психопатами, они представляют собой крайнюю степень этого расстройства. Большинство психопатов совершают аморальные поступки, которые остаются незамеченными системой уголовного правосудия. Они будут жестоко обращаться с членами семьи или пренебрегать ими ради своего благополучия, будут обманывать других, выманивая у них деньги, патологически лгать или манипулировать другими в корыстных целях.

Многие люди ничего не знают об этом расстройстве, а если и знают, то мыслят только в терминах людей, которые многократно явно нарушали закон и, если их поймают, будут заключены в тюрьму. Однако большинство из них не находится в заключении — они живут здесь, в этом мире, вместе с вами и со мной.

Марта Стаут в своей книге «Социопат по соседству» пишет: «Причина, по которой большинство из нас воздерживается от того, чтобы регулярно эксплуатировать других и причинять им вред, заключается в том, что у нас есть совесть. Мы сопереживаем страданиям других людей, и если мы заставляем страдать другого человека, то испытываем чувство вины». У психопатов нет совести, и им не хватает способности испытывать сочувствие и чувство вины. На самом деле, психопат не испытывает ни любви, ни дружбы, ни какой-либо эмоциональной связи с кем бы то ни было. Если психопаты и поддерживают связи с другими людьми, то только потому, что рассматривают их как собственность, ресурс или инструмент. Эта бесчувственная пустота, существующая в сердце психопата, делает его способным постоянно совершать поступки, причиняющие вред другим людям.

Даже опытные и закалённые в делах профессионалы находят это нервирующим, когда видят реакцию психопата на мучительное событие или слушают, как он или она небрежно описывают жестокое оскорбление, как если бы с яблока сняли кожуру или выпотрошили рыбу.

Психопат — это эгоцентричный, черствый и безжалостный человек, которому глубоко не хватает сочувствия и способности устанавливать тёплые эмоциональные отношения с другими людьми, человек, который действует без угрызений совести.

Если вы хорошенько подумаете об этом, то поймёте, что в этой картине не хватает тех самых качеств, которые позволяют людям жить в социальной гармонии. Вместо эмоциональных связей, которые придают смысл жизни нормальных людей, внутренняя жизнь психопата руководствуется принципом удовольствия и потребностью в постоянном возбуждении. Многие психопаты являются алкоголиками, зависимыми от наркотиков или секса, и совершают крайне рискованные поступки. Но самым соблазнительным стимулятором для психопата является власть. Независимо от того, является ли он преступником, безработным нахлебником, менеджером среднего звена, генеральным директором, финансистом, бюрократом, психопат одержим идеей контролировать других людей.

Марта Стаут объясняет:

«Приз, который нужно выиграть, может варьироваться от мирового господства до бесплатного обеда. Но это всегда одна и та же игра: контроль, заставляющий других прыгать, и победа».

Роберт Хэйр делится отрывком из психологического отчёта о психопате по имени Эрл: «Самое примечательное — это его одержимость абсолютной властью. Он ценит людей только в той мере, в какой они подчиняются его воле или могут быть принуждены или манипулированы, чтобы они делали то, что он хочет. Он постоянно прикидывает перспективы в плане эксплуатации людей и ситуаций».

Психопат страдает тяжёлым психическим расстройством, сами психопаты не видят в себе ничего плохого и иногда прямо заявляют, что их состояние — это благословение. Отсутствие у них эмоциональных привязанностей и неспособности испытывать сочувствие и чувство вины даёт им беспрецедентное преимущество в мире, где «собака ест собаку», по крайней мере, так они говорят. Например, один психопат назвал чувство вины «нездоровым механизмом социального контроля, который творит ужасные вещи с телом».

Учитывая, что они рассматривают свою психопатию как благо, неудивительно, что попытки реабилитировать психопатов с треском проваливаются. Подводя итог литературе, посвящённой так называемым методам лечения психопатии, Роберт Хэйр объясняет: «Многие авторы, занимающиеся этой темой, отмечали, что самой короткой главой в любой книге по психопатии должна быть глава, посвящённая лечению, заключающаяся в одном предложении: 'Эффективного лечения найдено не было', или 'Ничего не помогает'». Это обычное подведение итогов научных обзоров литературы.

Что ещё хуже, психопатов, как известно, очень трудно идентифицировать. Ведь хотя внутренне они отличаются от нас так же сильно, как день и ночь, внешне они маскируют свою хищническую натуру. Как отметил психиатр 20 века, психопаты сродни хищным существам, которые подражают внешнему виду и поведению своей жертвы.

В своей статье «Змея в траве» психолог Дэниел Джонс объясняет: «В Австралии существуют пауки, которые пахнут и ведут себя как муравьи. Некоторые из них настолько убедительны, что муравьи позволяют пауку жить среди них. Затем этот паук будет лакомиться своими новыми друзьями, но он не съест всех муравьев или даже значительное их количество. Вместо этого он добывает ресурсы медленно, устойчиво и с течением времени». Подобно австралийскому пауку, на социальной сцене психопаты часто кажутся нормальными. На самом деле, они, как правило, более харизматичны, обаятельны и уверены в себе, чем большинство людей.

Это социальное очарование частично объясняется тем фактом, что психопаты испытывают гораздо меньше стресса, страха и беспокойства, чем все остальные. Но это также является результатом поразительной способности психопата лгать о своём прошлом, своих достижениях и своём характере так, чтобы загипнотизировать, а иногда и психологически парализовать своих жертв. Большинство жертв, с которыми я знаком по своей работе, сообщали, что их первоначальная привязанность к человеку и последующее общение, даже если он или она причиняли им боль, были прямым результатом того, насколько обаятельными они могли быть.

Бесчисленное количество раз я наблюдал, как люди качали головами и делали такие заявления, как «он был самым очаровательным человеком, которого я когда-либо встречал», или «мне казалось, что я знал её целую вечность», или «в нём была энергия, которой просто нет у других людей».

К счастью, в маске здравомыслия психопата есть трещины. Одна из таких трещин —
патологически завышенное чувство собственной важности, которое психопаты считают невозможным скрыть. Как объясняет Роберт Хэйр, психопаты обладают нарциссическим и сильно завышенным представлением о своей самооценке и значимости, поразительным эгоцентризмом и чувством собственного достоинства, считая себя центром вселенной, высшими существами, которые имеют полное право жить по своим собственным правилам.

Глаза психопата также могут выдавать его хищную натуру, так как некоторые жертвы сообщают, что
смотреть в глаза психопата сродни взгляду рептилии. Независимо от их настроения, их глаза остаются такими же пустыми, холодными, напряжёнными и тревожными. Эта общность между глазами психопата и глазами рептилии является одним из источников современного мифа о существовании расы гуманоидов-рептилий.

Некоторые люди реагируют на бесстрастный взгляд психопата с значительным дискомфортом, почти так же, как если бы они чувствовали себя потенциальной добычей в пасти хищника. Другие люди могут быть ошеломлены и запуганы, возможно, даже находиться под контролем, плохо понимая, что с ними происходит. Каким бы то ни было, психологическое значение их взгляда, ясно, что интенсивный зрительный контакт является важным фактором способности некоторых психопатов манипулировать другими и доминировать над ними.

Ещё один способ заглянуть под маску психопата — это обратить внимание на его манеру говорить. Психопатам трудно поддерживать связное повествование. Их заявления часто противоречивы и изобилуют несоответствиями. Они склонны уходить от темы, а когда им задают вопрос, они, как известно, отвечают так, что это вообще не имеет отношения к тому, что было задано. Психопаты известны тем, что не отвечают на поставленные им вопросы или отвечают так, что кажется, будто они не реагируют на вопрос. Некоторые психопаты также сопровождают свою речь преувеличенными жестами рук. Исследователи полагают, что движения рук психопатов являются функцией того, как их мозг обрабатывает слова, идеи и эмоции, но движения рук также служат обманчивой стратегией: они отвлекают слушателей и затрудняют понимание их несоответствий и лжи.

По поводу одного психопата, проходящего психологическую экспертизу, Роберт Хэйр объяснил: «Его повествование сопровождалось экспансивными движениями рук и преувеличенной драматичностью — зрелище, которое ослепило меня. Наш интервьюируемый рассказал о том, что происходило». Всё ещё неизвестно, но исследования показывают, что психопаты рождаются с предрасположенностью к психопатии. Другими словами, они являются продуктом природы, а не воспитания. Нет убедительных данных, связывающих основную характеристику психопатии — отсутствие совести — с детством. Марта Стаут пишет: «На самом деле, есть некоторые свидетельства того, что на них в меньшей степени влияет их ранний опыт, чем на людей с другими психическими расстройствами».

Хотя психопаты преследовали все общества на протяжении всей истории, проблемы их существования усугубляются современными тенденциями к политической централизации. Правительства протягивают свои щупальца во всё новые сферы жизни, глобальные институты пытаются поставить весь земной шар под одну и ту же ярмо тирании, а развитие технологий создаёт потенциал для создания такой формы тоталитарного управления, которая будет гораздо более активной, чем всё, что существовало до сих пор. Поскольку психопаты жаждут власти, поскольку они от природы харизматичны, искусны в лжи и не ограничены эмпатией, страхом, тревогой и чувством вины, разумно предположить, что некоторые из них тяготеют к политической власти или активно укрепляются на ней.

В своей книге «Политическая понерология» польский психиатр Анджей Лобачевский предложил название «патократия» для обозначения типа политической системы, в которой правят психопаты. Если только всё больше людей не осознают угрозу, исходящую от этого хищнического класса, этот тип правления может стать полномасштабной реальностью. Я принимаю название «патократия» для системы правления, в которой небольшое патологическое меньшинство берёт под контроль общество нормальных людей. Если психопат находится у власти, он или она могут вызвать эпидемию психопатологии у людей, которые по сути не являются психопатами. В таких условиях ни одна сфера общественной жизни не может нормально развиваться, будь то экономика, культура, наука, технологии, управление и так далее.

⚠️ Статья носит исключительно информационный характер и не предназначена для замены профессиональной психологической помощи, диагностики или лечения. Вся информация, представленная в статье, является обобщенной и может не соответствовать индивидуальным потребностям или ситуациям.