Гиперактивность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и гиперкинетическое расстройство поведения представляют собой неврологические патологии, характеризующиеся повышенной двигательной активностью, импульсивностью и трудностями с концентрацией. Диагнозы имеют сходную симптоматику при разной степени выраженности отдельных проявлений. Чаще всего обнаруживаются у детей, но иногда сохраняются и во взрослом возрасте.
Несмотря на значительное распространение и влияние на повседневную жизнь, длительное время остаются недооцененными и часто неправильно диагностированными. Подробнее о том, как распознать и лечить патологию — рассказывают наши эксперты.
Актуальность темы
По данным различных исследований, гиперкинетический синдром затрагивает от 5% до 10% детей школьного возраста по всему миру. Симптоматика расстройства препятствует усвоению учебного материала и социализации, а также может привести к дисфункциям во взрослом возрасте, включая трудности в работе и личных отношениях. Создает повышенный риск развития сопутствующих психопатологий. Избежать осложнений можно при своевременном обнаружении и правильно подобранной терапии.
Высокая распространенностью и значительные последствия гиперкинетического синдрома для социального, академического и профессионального функционирования требуют повышения информированности по проблеме и самого пристального изучения методов диагностики и лечения.
Причины
Гиперкинез — это «сверхдвижение», избыточная патологическая активность. Гиперкинетическое расстройство — обширный комплекс психосоматических нарушений, которые становятся заметны еще в раннем детстве. Сверхактивные, импульсивные малыши, внимание которых непросто удержать, при начале обучения испытывают трудности с самоорганизацией, социальной адаптацией.
Патологическая модель поведения сопровождается нарушением социальных норм, но не опасным для самого больного и окружающих образом. По статистике, до 20% детей, преимущественно мальчиков, демонстрируют такие привычки, не всегда они говорят о заболевании. При отсутствии необходимого внимания нежелательные паттерны нередко укореняются. А если не лечить патологию, возникает риск осложнений.
Болезнь является следствием нарушений в работе ЦНС разной этиологии. Часто это функциональная незрелость отвечающих за регуляцию внимания структур головного мозга. Формированию синдрома обычно сопутствует одна из двух групп факторов: психологические и соматические. В тяжелых случаях — психопатологии.
К психогенным детерминантам относят:
- сильные стрессы, вызванные жестокостью и другими травмирующими событиями, недостаточная стрессоустойчивость;
- длительное нахождение в изоляции от эмоциональных и сенсорных стимулов развития (недостаток общения, требуемых для прогрессирования навыков игрушек).
Иногда это черты характера: мнительность, высокоразвитый инстинкт самосохранения, порождающий тревожность.
Среди соматических детерминант наиболее распространены патологии мозга, но встречаются случаи осложнения на фоне приема некоторых лекарств или хронического переутомления.
Симптомы
Заболевание характеризуется тремя основными симптоматическими категориями: дефицитом внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Они могут проявляться в различной степени и оказывать неодинаковое влияние на повседневную жизнь пациентов. Рассмотрим каждый признак более подробно.
Дефицит внимания
Трудности с концентрацией на задачах или играх. Больные легко и постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. С трудом выполняют и завершают задания. Испытывают затруднения с организацией избранной деятельности.
Примеры:
- В школе. Ребенок не способен сосредоточиться на уроке, постоянно отвлекается на происходящее за окном или на шумы в классе. Задания выполняет небрежно и с ошибками, не завершает их.
- Дома, начав делать домашнее задание, через несколько минут бросает его и переключается на игру или телевизор. Родители обнаруживают не до конца решенные примеры и недоученные стихи.
- На работе (у взрослых). Сотрудник не может сфокусироваться на выполнении задач, то и дело переключается между проектами, забывает о важных встречах и сроках.
Гиперактивность
Постоянное движение, неспособность сидеть спокойно. Непрерывная болтовня. Двигательная активность в ситуациях, когда это неуместно.
Примеры:
- В колледже ученик постоянно вертится, иногда встает со стула без разрешения, бегает по классу. Часто перебивает учителя и одноклассников.
- Вернувшись домой, не способен длительное время играть в настольные игры или смотреть фильм. Он постоянно в движении, переключается с одного занятия на другое.
- На работе (во взрослом возрасте) часто ходит по офису, не может долго сидеть на совещаниях. Говорит быстро, не останавливаясь, перебивает коллег.
Импульсивность
Невыдержанность, демонстрация сильного беспокойства при необходимости долго ожидать своей очереди. Прерывание или вмешательство в разговоры и игры других людей. Спонтанные решения без учета последствий.
Примеры:
- В школе ученик выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь, пока его спросят. Может забрать игрушку у одноклассника, не думая о том, что будет потом.
- Вернувшись домой, прерывает разговоры родителей, вмешивается в игры других без приглашения. Может неожиданно съесть сладости, не дождавшись обеда.
- На работе (взрослый) перебивает коллег на встречах, принимает решения, забывая обдумать и согласовать. Совершает необдуманные покупки или сделки.
Сопутствующие проявления
Эмоциональная нестабильность: перепады настроения, раздражительность. Быстрый переход от радости к слезам или гневу по незначительному поводу. Нарушение памяти и, как следствие, трудности с обучением, запоминанием правил, инструкций, другой систематизированной информации. Такие детки забывают сделанные домашние задания, нередко теряют школьные принадлежности. В зрелости пропускают важные встречи, запланированные сроки.
С трудом развивают социальные навыки. Им тяжело дается установление и поддержание дружеских отношений. Возникают конфликты с одноклассниками из-за спонтанности в поведении и гиперактивности. С взрослением без вмешательства ситуация не меняется, больные также испытывают сложности в межличностных отношениях при отсутствии необходимого лечения в детском возрасте.
Лечение
Методами терапии долгое время остаются медикаментозная, поведенческая и образовательные программы для детей и их родителей. Фармакологическое лечение является основным методом контроля симптомов. Помогает улучшить концентрацию, снизить гиперактивность и импульсивность. Применяемые препараты:
- Стимуляторы. Используются чаще других для увеличения уровня нейромедиаторов дофамина и норэпинефрина в мозге, что способствует улучшению концентрации и снижению склонности к чрезмерной активности.
- Не стимуляторы. Используются в случаях, когда первые не подходят или вызывают побочные эффекты. Сюда относятся ингибиторы обратного захвата норэпинефрина, который помогает улучшить концентрацию и контролировать импульсивность.
После курса лекарств отмечается повышение успеваемости и улучшение поведения.
Но медикаментов недостаточно, люди с особенностями нуждаются в специализированной психологической поддержке, в рамках которой могут улучшить навыки, восстановить допущенные пробелы, освоить искусство общения, планирования и организации для повышения качества взаимодействия со средой, академических достижений и общего повседневного функционирования.
В задачи врача также входит подготовка к самостоятельному управлению симптомами. Среди наиболее эффективных методов — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Направлена на изменение негативных мыслей и поступков. Помогает развивать навыки самоконтроля, улучшать организационные способности и управлять стрессом.
Родители, как и дети, нуждаются в специальной подготовке. Их учат методам позитивного воспитания, управлению поведением, созданию поддерживающей среды дома.
Пример. Учитель разрабатывает индивидуальный план обучения для ученика с СДВГ, который включает регулярные перерывы, визуальные расписания и дополнительные занятия по организации учебного материала.
Прогноз
Зависит от нескольких факторов, включая своевременность диагностики, адекватность лечения и индивидуальные особенности пациента. В большинстве случаев при правильно подобранной терапии и поддержке выраженность симптоматики значительно уменьшается, что позволяет человеку вести полноценную и продуктивную жизнь.
Подпишитесь на наш канал, чтобы быстрее получать полезные советы, последние новости и исследования в области лечения гиперкинетического синдрома и других психопатологий. Отметьте лайками лучшие статьи, чтобы другие смогли найти их быстрее, и обязательно делитесь тем, что беспокоит, в комментариях. Мы постараемся осветить все волнующие темы в новых публикациях.
Перед использованием услуги обязательна консультация специалиста.