В эту грибную пору хотелось бы пожелать вам удачной «тихой охоты» и безошибочного выбора даров природы.
Как это связано с наркологией и психиатрией, спросите вы? На днях, прогуливаясь по лесу, встретился с пожилой парой, только приехавшей в лес и начавшей сбор грибов. Пока мужчина закрывал машину, женщина уже успела покружиться по полянке и взять первые находки, но тут её взору предстали стройные ряды свинушек. Как раз к этому моменту я и вышел на ту же поляну, и женщина решила спросить моего совета о том, свинушки ли это. Подтвердив её догадку, я счёл необходимым напомнить, что «свинушка тонкая» относится к ядовитым грибам за счёт накопления тяжелых металлов, радиоактивных веществ и собственных токсинов. Внимательно меня выслушав, женщина поглядела на грибы и задумчиво сказала: «Такие красивые, так хочется попробовать…», и начала срезать их.
Способность мозга сквозь «информационный шум» находить главное и фиксировать его в сознании – важная функция, которая проверяется в ходе психологического тестирования, и которая характеризует способности к управлению вниманием, памятью и мышлением. Иногда, «информационный шум» создается нашими собственными убеждениями, мешающими принять правильное решение, и человек взваливает на себя ношу последствий, с которыми не всегда легко расстаться.
Однажды пациент на приеме постоянно использовал слово «тяжело» в описании своих взаимоотношений со всеми остальными людьми, описании своего труда, и даже оценил, что, наверное, мне тяжело его консультировать. Обычно, после оценки чего-либо как тяжелого, у этого пациента дальше шла констатация, что у него нет сила, а раз так – ничего делать и менять не буду. Этот пациент очень удивился, когда я сказал, что мне не тяжело, но сложно с ним работать? Ведь это разные «вещи»: тяжело и сложно. Представьте спортивную гантелю или гирю – они тяжелые, но не сложные; а представьте пазл – он сложный, но легкий. Почему это важно было для этого пациента? Если ситуацию представить в виде головоломки, то её можно попробовать разрешить, не прикрываясь бессилием, а находя мотивацию к поиску разгадки, что мы и сделали с ним, продвинувшись в наших психотерапевтических изысканиях.
Из того же разряда ложных убеждений, «зашумляющих» сознание, можно отнести и непреодолимое желание некоторых полечить себя какими-то омолаживающими средствами. Конечно, под данный запрос находятся и те, кто готовы предложить «эликсиры молодости». И вот, из сознания пациента уже вытесняется информация о том, что лекарства должен назначать профильный специалист, а не «знакомая маминой подруги», что от любого лекарства можно получить как пользу, так и вред, и что вред, возникший после даже медицинских процедур, не всегда означает, что он возник вследствие них. Берегите себя, не забивайте голову «свинушками».