Продолжаем тему, начатую в предыдущей публикации: о том, как с развитием социума менялся взгляд на брак и развод.
При ближайшем рассмотрении видим, что семья с одной стороны породила государство, однако окрепнув государство пытается контролировать личную жизнь граждан.
Древний Рим
Как известно, в разные периоды становился то республикой, то диктатурой. Во времена республики римское право определяло брак как форму добровольного союза мужчины и женщины, оставляя развод на усмотрение супругов. Для развода с неугодным супругом ничего особенного в сущности не требовалось, кроме раздела имущества. Но у римлянок, как правило, ничего кроме приданного не имелось. Так что: забирай своё и топай к папе.
Нравы римлян, особенно знатных становились всё свободнее и свободнее. Количество браков постепенно сокращалось. Институт семьи скатывается в кризис, чему сопутствует, как правило и упадок общей культуры. Государство пытается исправить ситуацию заградительными мерами, усложняя процесс развода в том числе. Но, как мы теперь знаем, в свой срок Рим пал. И ничто не смогло тому помешать. Особенно запреты.
Развод в христианской культуре
С развитием христианства на брак стали смотреть как на таинство. На волшебство. С точки зрения Церкви муж и жена становятся одним существом. О каком же разводе может идти речь?
Особо радикальную позицию заняла католическая церковь, запретив разводы совсем.
Православная же развод хоть и не одобряла, но допускала как крайнюю меру, например для правителя. Ему, мол, можно и спрос с него, иной чем с обычных людей. Так в русской истории развёлся князь Симеон Гордый - старший сын Ивана Калиты.
Правил Московским княжеством с 1340 по 1353 годы.
Венчаная супруга - Евпраксия Фёдоровна, дочь дорогобужского-вяземского князя было отослана в дом отца и позже выдана вторично замуж. Причины княжеского развода летопись не сохранила. Главное развод был вполне мирным, никто при этом не пострадал.
А вот Западной Европе, особенно католикам приходилось в этом плане не сладко. Необходимость в разводах всё же имела место быть. Поэтому пришлось как-то изощряться.
Придумали брак аннулировать.
Аннулирование брака совсем не одно и тоже что развод. Аннулировать - значит сделать вид, что брака не было вовсе. Причиной могло быть событие или факт, якобы скрытый одной из сторон.
Практиковалось также раздельное проживание супругов при формально существующем браке. Но в новый брак вступить было уже нельзя.
Своего пика ситуация с невозможностью цивилизованного развода достигла в Британии в 1527 году, когда король. Генрих Восьмой потребовал у Папы Римского развода с Екатериной Арагонской. После 24 лет брака королева так и не произвела на свет наследника мужского пола. Рожала она часто, но либо мёртвых, либо младенцы умирали в первые недели после появления на свет. Кроме того, король воспылал страстью к Анне Болейн.
Генрих настаивал на том, чтобы признать брак с Екатериной проклятым из-за нежизнеспособного потомства, но когда получил от Папы отказ, так разгневался, что аннулировал в Англии католическую церковь. А все церковные функции взял на себя.
Таким образом развод запустил Реформацию.
Генрих же сам себя развёл с Екатериной, которую тут же сослал в отдалённое поместье, запретив бедной женщине видеться с единственной дочерью. Женился на Анне Болейн, однако тут короля настиг шах и мат. Анна тоже не справилась с задачей продолжения рода, но как теперь с ней развестись, не потеряв церковного авторитета? Генрих решил эту задачу так как и до и после него поступали и будут поступать августейшие особы с теми, кто неугоден по разным причинам.
Пришлось обвинить новую королеву в измене родине, королю и даже в инцесте. Сколько всего успела за три года!
И казнить.
Екатерине Арагонской повезло - с ней просто развелись.
В итоге все так испугались последствий королевского развода, что англиканская церковь перещеголяла католическую, запретив даже аннулировать браки. Вплоть до 19 века англичане могли развестись лишь если одобрит парламент. Само собой это стоило целое состояние и кучу нервов, ибо причину, то бишь вину одного из супругов следовало ещё доказать.
То есть вместо упрощения получилось всё наоборот.
Зато английскую литературу обогатил жанр семейного детектива, где на чердаках прятались психически нездоровые супруги и мешали всячески нежным чувствам влюблённых. Помните Джейн Эйр?
Был ещё способ развестись с опостылевшим супругом или супругой - эмиграция. И англичане этим способом активно пользовались.
В протестантских регионах Европы к браку относились как в светскому договору. Разводами занимались гражданские суды. Однако, во многом новое действует по старым принципам. Так уж устроены головы людей. И европейские гражданские суды ещё долго будут пользоваться практикой судов церковных. Но всё-таки; не имеющие желания длить брак получили шанс.
Начало цикла - здесь!
Спасибо за внимание!