В году 1718-м житель Санкт-Петербурга при двух свидетелях дал супруге своей Агафье грамотку следующего содержания:
Кузьма, Иванов сын Колесников дал сие письмо жене своей Агафье, Елисеевой дочери. Ежели похощет она идти замуж за другого, я Кузьма, Иванов сын Колесников на то письмо сие даю, на все четыре стороны и при сём свидетели
Вероятно, то был первый в России светский развод. Человек решил, что ни священник, ни чиновник ему для этого дела не требуется.
Однако, в дальнейшем вопросом расторжения брака в Российской империи занимался синод. Развести могли по одной из следующих причин
- Двоежёнство или двоемужество
- Длительное безвестное отсутствие супруга, от 5 лет и больше
- Вина и понесенные наказания за тяжкое преступление
- Монашество одного из супругов
- Болезнь, препятствующая супружеским отношениям (проказа или сифилис)
- Прелюбодеяние - непременно доказанное!
То есть развод рассматривался, как нарушение некого социального контракта одной из сторон. Если, скажем, изменяли оба супруга, брак сохранялся. Для развода кто-то один должен быть непременно виновен. Так в сознании общества закрепляется понятие "вины"
Кто- то всегда виноват больше, а кто-то меньше.
Но вину требовалось доказывать с вытряхиванием "грязного белья". Если же причиной указывали болезнь, то больной или больная должны были пройти процедуру мед осмотра, порой весьма унизительную.
Рукоприкладство и тирания причиной для развода не являлось. Как и не выполнение супругом или супругой своих обязательств. Например, оставил жену (мужа) с малыми детьми без средств к существованию и всё, что грозит - это укор священника и то если нерадивый супруг(а) слушать "похощет", ну и разборки с небесным правосудием после кончины.
Когда желание расторгнуть брак было обоюдным, но официальных причин не имелось, то одному из супругов приходилось брать выдуманную вину на себя. И "виноватый" терял всё; - социальный статус, имущество, детей и право на вступление в новый брак. Между разводом и паровозом Анна Каренина выбирает паровоз. В конце 19 века городское общество в России постепенно меняет взгляд на развод, хотя всё ещё данная процедура считается чем-то постыдным.
Сразу же после октябрьских событий 1917 развод стал возможен по первой же подаче заявления в органы ЗАГСа. При Сталине разводиться было сложней в разы. Желающим вменялось в обязанность давать объявление в газете о своём нехорошем намерении.
Потом, как обычно последовало смягчение отношений между властью и гражданами, прямо как в браке; "милые бранятся только тешатся"
На данный момент количество браков и разводов в России почти сравнялось. Но браки пока лидируют - их на 6% больше.
Развод в Исламе
Конечно, не поощряется, но возможен. Представители разных исламских течений не всегда сходятся в деталях ат-талак, но в целом процедура допустима. Например, у шиитов формула развода должна произноситься при двух свидетелях. Весьма мудро устроено у суннитов. Свидетели не нужны. Зато существует как бы репетиция развода. Мужчина может дать жене развод до трёх раз. И только с третьего раза брак будет расторгнут окончательно. Это означает, что повторно жениться на бывшей можно будет только после того, как она побывает замужем за другим мужчиной и этот брак будет исчерпан каким- либо образом. Первые же два развода неокончательны и жену можно вернуть, хорошенько подумав.
Государства, где развод запрещён
Их всего два. Первое Ватикан. Там развод неактуален, ибо большинство обитателей этого уникального государства - служители католической церкви.
А вот второе государство Филиппины имеет население под сто миллионов человек. Невозможность развода не оказывает положительного эффекта на отношения пар. Мужчины, зная, что жена не имеет права оставить их зачастую не прикладывают должных усилий к содержанию семьи. А филиппинки стараются всеми правдами и неправдами выйти замуж за иностранцев, с которыми в случае чего можно развестись.
Как бы строго власть не контролировала личную жизнь, люди будут решать свои насущные жизненные проблемы. Ибо всякое действие рождает противодействие.
Развод - благо или беда?
Цивилизация позволяет людям выживать и вне брака. Если мы не вернёмся на пару периодов назад, то брак всё чаще будет потребностью прежде всего в тёплых отношениях. Моральная ответственность в этом вопросе также велика и свидетельствует о зрелости человека.
Однако, человеческие отношения - это процесс весьма сложный, а мы далеки от идеалов. Поэтому развод следует рассматривать как возможность цивилизованно завершить отношения. И хоть всякий развод - это стресс, но это ещё и опыт и потенциальное начало нового брака более удачного.
И очень часто в новой семье рождаются дети. Появляются сводные братья и сёстры и жизнь идёт своим чередом.
Спасибо за внимание!
Начало цикла о истории развода можно читать ЗДЕСЬ!