Нет, не правда. Врач никогда не напишет эти аббревиатуры без достаточного на то основания. Но такие пометки есть в документах многих детей, именно потому что они должны там быть.
Стоит ли обращать на них внимание? ДА!
Что означают эти буквы?
- ППЦНС – перинатальное поражение центральной нервной системы
- ГИПЦНС – гипоксически-ишемическое поражение головного мозга
- РОПЦНС – резидуально-органические поражения центральной нервной системы
- ПЭП – перинатальная энцефалопатия
Во всех аббревиатурах мы видим упоминание центральной нервной системы или непосредственно головного мозга («энцефало» тоже можно перевести как «головной мозг»). Т.е. у ребенка повреждена нервная система. «Перинатально» - т.е. в период последних недель беременности, родов, сразу после родов. Т.е. это врожденные «диагнозы», их ставят в роддоме.
На остальные слова («гипоксически», «резидуально») не будем обращать внимания, потому что практически для родителей они никакого значения не имеют.
Все перечисленные аббревиатуры являются в какой-то степени синонимами. Поэтому врач сначала может написать «ПЭП», а потом другой врач напишет «ППЦНС» - это не ошибка и не означает, что дела у малыша стали хуже или лучше.
ППЦНС, ПЭП, ГИПЦНС и РОПЦНС -"сборные" названия, которые означают, что во время беременности или родов что-то пошло не так и ребенок получил повреждения нервной системы.
Что может пойти «не так»? Все, что угодно! (трудные роды, осложненная беременность, заболевания матери). Конкретная причина повреждений чаще остается неясной, да для нас она и не важна.
Как ППЦНС будет влиять на поведение ребенка? Что увидят родители?
Первые признаки ПЭП будут заметны сразу же, как вы принесете младенца домой. Здоровый ребенок будет есть и спать, есть и спать – и только. Если малыш плачет 24/7, не спит, «висит на груди» - это повод задуматься!
А вот теперь представьте масштабы «бедствия», если в нашей стране нормальным считается именно ненормальное поведение младенца. Действительно, ППЦНС должно быть написано в 80% выписок.
По мере взросления с мозгом ребенка происходят удивительные метаморфозы. Часть детей «самокомпенсируются», благополучно идут в школу и мы за них бесконечно радуемся. У другой части нарушения прогрессируют и наслаиваются, и к семи годам мы видим капризного, неуверенного, инфантильного ребенка, ослабленного, которому ничего не интересно и не надо, который с трудом запоминает буквы и не может высидеть 30 минут урока. Впрочем, бывает и другое. Бывает, видим СДВГ, или обширные и разнообразные логопедические проблемы, агрессию и драчливость, обидчивость, мнительность - все, что угодно.
ППЦНС, ПЭП, ГИПЦНС, РОПЦНС могут "вырасти" во что угодно!
Как узнать, «компенсируется» мой ребенок или будет иметь проблемы с поведением и обучением?
Никак! Большинство родителей ставят эксперимент невмешательства и оказываются во второй обширной группе. Потому что для того, чтобы ребенок «компенсировался», ему надо помогать. И начинать помощь как можно раньше. Мозг новорожденного еще не зрелый и пластичный, готов к развитию и легко откликается на все вмешательства. Чем старше ребенок – тем тяжелее что-то изменить.
Хоть ППЦНС, ПЭП, ГИПЦНС и РОПЦНС – сугубо медицинские проблемы, надо упомянуть о психологической стороне вопроса. Для ребенка очень важно все, что его окружает, а особенно – психоэмоциональное состояние матери. Уже само по себе оно может стать фактором выздоровления или укрепления болезни.
Представим, что в семье А появился здоровый новорожденный, в семье Б – с малыми неврологическими проблемами. Мама А спит ночами, у нее хорошее настроение, она прекрасно кормит грудью, а пока малыш ест – любуется младенцем, получая свою дозу эндорфина. Потом она готова улыбаться и агукать с малышом. Конечно, ее ребенок прекрасно развивается, для этого есть все условия. Мама Б ночами не спит, а укачивает орущего младенца, все время находится в стрессе (кортизол вместо эндорфина!), малыш висит на груди, так что даже кормление не приносит бедной маме радости. Она злая, уставшая, голодная и возможно даже немного ненавидит своего ребенка. Папе и бабушкам эта ситуация тоже не нравится, так что в семье назревает конфликт, а то и развод. Может в этой ситуации мозг ребенка благополучно «дозреть»? Конечно, нет. Более того – в такой стрессовой атмосфере нарушается гормональный баланс головного мозга ребенка, его лимбическая система (которая отвечает за эмоции) работает не так, как надо (вместо счастья и любви – стресс и страх), а последствия такого перекоса будут преследовать ребенка всю жизнь.
Что делать, если я нашла в карточке ребенка запись ППЦНС/ ПЭП/ ГИПЦНС/ РОПЦНС?
Бежать к хорошему неврологу и тщательно выполнять все рекомендации. Если невролог выпишет массаж – значит, делайте массаж, если электрофорез или токи - значит, дорога вам в физиокабинет. Выписаны медикаменты – все купите и принимайте. Скорее всего, потребуется несколько лечебных курсов – сразу друг за другом или через время, поэтому не забывайте дорогу в кабинет невролога даже если ребенку «полегчало» и участковый невролог больше не видит проблем.
Я понимаю, что младенца тяжело каждый день тащить в поликлинику на массаж и физиопроцедуры, я знаю, что лекарства стоят дорого. Но потрудившись сейчас вы избавите его и себя от последующих мучений. Ох, сколько я видела таких родителей, которые когда-то решили «забить» а спустя пять лет были готовы на любые лекарства и процедуры, только вот время эффективного вмешательства ушло.