Найти тему
Психопедагогика

Чем больше игрушек – тем хуже развивается ребенок

На приеме малыш трех лет с небольшой задержкой развития. Задаю стандартный для такого возраста вопрос о любимых играх и игрушках.

- Мы всё покупаем! – хором отвечают родители, интонационно выделяя «всё». – У него игрушек – завались, вся комната заставлена!

Родители явно гордятся своей щедростью.

- Как вы выбираете игрушки? Каким отдаете предпочтение?

- Только оригинальные! Высокого качества обязательно! Чтобы были яркие и безопасные!

Моего вопроса не понимают. Решаю зайти с другого фланга.

- И какая его любимая игрушка?

Родители переглядываются.

- Да нет такой… Новой игрушкой он играет, а когда ее изучит, ему нужна новая… Он не зацикливается, всегда движется вперед, развивается!

- А как играет? Что именно делает?

- Ну… В электронной азбуке нажимает кнопки… Животными играет. Включает их сам, выключает… Он такой умный! Он все умеет! Быстро разбирается, как игрушка работает, как ее включить!

Это типичный диалог с родителями, которые из лучших побуждений сами тормозят развитие своего ребенка, не понимая сути и смысла детской игры.

Во-первых, игры как таковой у данного мальчика нет. То, что он делает, называется манипулятивной деятельностью: нажимать на кнопки, крутить ручки, двигать рычажки, даже катать машинку и открывать двери в игрушечном домике. Все это характерно для детей раннего возраста. Игрой можно назвать только то, где присутствует «как будто»: «как будто я варю суп из кубиков», «как будто я кормлю куклу кашей», «как будто я еду в машине». В норме такая настоящая игра появляется на втором году жизни и является главным развивающим занятием для детей вплоть до семи лет.

Почему тормозится появление игры?

Причин много и сейчас мы сосредоточимся только на тех, что связаны с игрушками. Их две: обилие игрушек и их реалистичность.

Чтобы у ребенка возникла необходимость сделать «как будто», он должен попасть в проблемную ситуацию, ощутить дефицит игрового материала. Этого не произойдет, если под рукой у ребенка будут игрушки всех разновидностей и мастей. Например, только отсутствие игрушечной кастрюли заставит ребенка взять в качестве ее заместителя кольцо пирамидки.

Чем меньше игрушка похожа на реальный предмет, тем большим развивающим потенциалом она обладает. Если бы психологи составляли рейтинг развивающих игрушек первое место безоговорочно было бы отдано… палке! Потому что палка – это посох, ружье, подзорная труба, половник, лопата, лошадка, светофор, шлагбаум… Никакая электронная азбука не сделает для ребенка так много, как подобранная где-то в парке кривая и сучковатая палка.

Кроме того, обилие игрушек отвлекает ребенка, перегружает его сенсорные системы, не дает сосредоточится на игре.

Как помочь ребенку начать играть, как сделать его игры более развивающими?

Уберите большую часть игрушек. Оставьте две-три коробки тех игрушек, которыми можно пользоваться по-разному.

Покажите ребенку пример игры:

- Давай играть, как будто игрушки поехали в детский сад на этой машине. Всех усадим, машина поехала, би-бип! Ой, бензин закончился. Заедем на заправку. Здесь заправка, как будто заправляем машину. Готово! Поехали дальше!

- Давай играть, как будто мы готовим обед. Вот это плита будет, это – кастрюля. Что будет на обед? Хорошо, макароны. Здесь макароны варятся, помешаем. Попробуй, сварились? Давай всех звать на ужин. Зайца пригласим, медведя, мышку. Ой, какие вкусные макароны!

Сюжеты игр берите из жизни. Если вы сегодня ехали на автобусе –поиграйте в автобус, если были в магазине – в магазин, если ходили в поликлинику на прививку – проиграйте этот сюжет. Не надо стремиться к реалистичности! Чем больше в вашей игре «как будто» - тем лучше!

Конечно, хотелось бы написать "играйте с удовольствием и интересом", но к сожалению, не все родители смогут выжать из себя интерес к 15-минутному катанию игрушек по квартире. Тогда хотя бы начните игру. Даже если вы поиграете минутку, даже если будете одним глазом смотреть на часы - это все равно лучше, чем сунуть ребенку планшет. Возможно, предложенный вами сюжет так увлечет малыша, что он не заметит ваш уход и продолжит играть самостоятельно, распространит сюжет, усложнит его. Даже если этого не случится - вы все равно молодцы и ваше маленькое усилие обязательно даст толчок для развития ребенка.

Психолого-педагогические консультации по играм и игрушкам. Консультирование по вопросам развития ребенка: 8906-288-05-55 (WhatsApp, Viber, Telegram)

Читайте еще:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц