Найти в Дзене
Психопедагогика

"Мне не трудно покормить его с ложки!" - вы тоже так думаете?

Мы понимаем, что учить навыкам самообслуживания – это ежедневный труд, грязная кухня, полведра стирки, мамины нервы и недовольный папа. Куда проще самой покормить, поменять подгузник, одеть ребенка. А подрастет – сам всему научится без лишних хлопот, да? НЕТ! Делая все за ребенка, вы блокируете его развитие! Картина, знакомая многим педагогам: в "развивашку" приводят малыша. Папа снимает его комбинезон, сапожки, шапочку, надевает сандалики, застегивает их. Часто у малыша в это время в руках телефон. В "развивашке" ребенок учит цвета, рисует и лепит. А потом папа опять его одевает и на руках несет в машину. Вроде бы семья развивает ребенка, да? Ну... немножко. А больше - мешает развиваться. Потому что гораздо эффективнее было бы спрятать телефон и позволить малышу самостоятельно раздеться, одеться и ножками дойти до машины. Перебирание бусин тренирует мелкую моторику - это все знают, а застегивание пуговиц и завязывание шнурков разве нет? А если оно два раза в день, а не два раза в н
Оглавление

Мы понимаем, что учить навыкам самообслуживания – это ежедневный труд, грязная кухня, полведра стирки, мамины нервы и недовольный папа. Куда проще самой покормить, поменять подгузник, одеть ребенка. А подрастет – сам всему научится без лишних хлопот, да? НЕТ!

Изображение от prostooleh на Freepik
Изображение от prostooleh на Freepik

Делая все за ребенка, вы блокируете его развитие!

Картина, знакомая многим педагогам: в "развивашку" приводят малыша. Папа снимает его комбинезон, сапожки, шапочку, надевает сандалики, застегивает их. Часто у малыша в это время в руках телефон. В "развивашке" ребенок учит цвета, рисует и лепит. А потом папа опять его одевает и на руках несет в машину. Вроде бы семья развивает ребенка, да? Ну... немножко. А больше - мешает развиваться. Потому что гораздо эффективнее было бы спрятать телефон и позволить малышу самостоятельно раздеться, одеться и ножками дойти до машины. Перебирание бусин тренирует мелкую моторику - это все знают, а застегивание пуговиц и завязывание шнурков разве нет? А если оно два раза в день, а не два раза в неделю? (большое огорчение, что пуговицы исчезли с детской одежды, а шнурки заменили липучки).

Современные дети очень неловки, имеют множество проблем с вниманием, мотивацией, чтением, письмом. Старые педагоги помнят, что раньше, до эры детоцентрированности и потребления, дети были сильнее, веселее, здоровее, способнее, "схватывали все на лету". Это как раз и было потому что дети с младенчества преодолевали трудности и тренировали функциональные системы головного мозга: пили из кружки с 6 месяцев, ходили на горшок с года, с трех лет стирали платья куклам и подметали пол, с пяти лет мыли посуду и гладили, а не сидели на "Рисовашке" и "Роботошке".

Формирование навыков самообслуживания – это не о том, как много ребенок умеет сам. Прежде всего это про развитие.

Поэтому психолог и спрашивает, умеет ли ребенок надевать штаны или завязывать шапку. С одной стороны, это показатель определенного уровня психического развития, потому что для выполнения этих простых (как нам кажется) действий требуется согласованная и правильная работа многих систем:

  • у ребенка должно быть представление о схеме своего тела (чтобы натянуть шапку на голову, надо понимать, где находится голова);
  • необходима достаточная мышечная сила и владение своим телом (с какой силой натянуть носок, чтобы надеть его полностью, но не порвать?);
  • согласованные движения разных частей тела (мы не просто толкаем ногу в штанину, но одновременно тянем штанину на себя);
  • при этом важно удерживать позу (и не завалиться набок вместе со штанами);
  • не переусердствовать с приложением силы (а том можно нанести себе травму).

С другой стороны, само выполнение акта самообслуживания – прекрасная нейропсихологическая тренировка! И что важно, она проводится на регулярной основе – и поэтому гораздо более эффективна, чем занятия у специалистов два раза в неделю.

Один именитый нейропсихолог делился таким случаем из практики. К нему на занятия на постоянной основе приходил мальчик с ОВЗ. Они развивали сенсорику, мелкую и крупную моторику: играли с мячиками су джок, перешагивали через препятствия, выдували мыльные пузыри. Однажды на занятии ребенок описался. Нейропсихолог обрадовался (сейчас вы поймете, почему). Когда мама ребенка подбежала с запасными штанами нейропсихолог остановил ее:
- Нет-нет, пусть он все делает сам!
- Ну как же, он будет возится полчаса – а наше время идет!
- Ваше время не пройдет бесполезно. Это будет самое эффективное занятие за весь год! – пообещал нейропсихолог.
Следующие 30 минут были посвящены тому, чтобы ребенок
- почувствовал дискомфорт,
- понял, что неприятные ощущения исходят от мокрых и холодных штанов, пожелал от низ избавиться и снова оказаться в комфорте,
- снял с себя тяжелые прилипающие штаны,
- надел теплое сухое сменное белье, пережил радость от возвращения в комфорт и гордость от того, что все это было сделано самостоятельно!
Мы с коллегами согласились, что это было прекрасное занятие: тут и проблемная ситуация, и связь с жизнью, и разнообразие ощущений, и всестороннее развитие, включая высшие задачи - целеполагание, планирование, эмоционально-волевой компонент. И самое прекрасное, что попав в такую ситуацию в следующий раз, ребенок возможно захочет повторить данный опыт. Главное – чтобы мама дала ему такую возможность

Чему учить ребенка в каждом возрасте?

  • с 6 мес. - пить из чашки, есть (эти навыки вводятся с появлением прикорма, подробнее можно прочитать здесь: https://dzen.ru/a/YPKmurSZ0Rypj7A-)
  • с 1 года - самостоятельно снимать (стягивать) шапку, носки, штаны, шорты. Знать, где в доме находятся определенные предметы (питьевая вода, игрушки, книжки, одежда, тапочки). Соблюдать порядок.
  • с 1.5 лет - убирать игрушки в коробки, книжки - на полку. Расчесываться. Чистить зубы (с помощью и под присмотром взрослого, с последующем дочищением взрослым!).
  • с 2.5 лет - самостоятельно надевать штаны, кофты. Убирать одежду на место. Умываться, мыть руки с мылом, вытираться. Следить за внешним видом (менять грязную кофту, пользоваться носовым платком).
  • с 3 лет - помогать накрывать на стол и убирать со стола. Помогать в уборке: вытирать пыль, мыть игрушки. Мыться (под присмотром и контролем взрослого!), пользоваться мочалкой.
  • с 4 лет - по просьбе взрослого и под присмотром поливать растения, ухаживать за домашними питомцами (менять воду); подметать.
  • с 5 лет - мыть посуду. Собирать свои вещи в детский сад или на секцию. Развешивать белье после стирки, складывать чистую одежду в шкаф. Пылесосить. Помогать в приготовлении обеда: тереть овощи на терке, отбивать мясо, чистить вареные яйца, заправлять салаты, выкладывать закуски, делать бутерброды (под присмотром взрослого).
  • с 6 лет - сортировать белье для стирки. Под контролем взрослых пользоваться бытовыми приборами (посудомоечная и стиральная машина, электрочайник, робот-пылесос). Участвовать в покупках (запоминать список, выбирать продукты).

______________________________

Психолог онлайн: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber, Telegram)

______________________________

Читайте еще:

-2