Найти тему
Наталья Вохмянина

Оформлять ли официально сотрудников?

Когда предприниматель принимает сотрудников на работу он приобретает статус работодателя с большим объемом возлагаемых на него обязанностей. Подробнее об этом можно почитать в статье Почему предприниматели не оформляют наемных работников?

Нарушение трудового законодательства

На практике не единичны случаи, когда предприниматель вообще не оформляет трудовой договор с наёмным работником или вместо него заключает гражданско - правовой договор (зачастую, с самозанятыми), которые фактически регулируют трудовые отношения между работником и работодателем.

Ответственность за подобное нарушение предусмотрена КоАП РФ в виде штрафа, на сегодняшний день размер штрафа составляет:

а) на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;

б) на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 5 000 до 10 000 рублей;

в) на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей.

Однако, помимо очевидного риска привлечения к административной ответственности предприниматели часто забывают о других, не менее существенных, рисках такого взаимодействия с наёмным работником.

Договор о полной материальной ответственности

Не оформляя сотрудников официально предприниматель не имеет возможности заключить с ним договор о полной материальной ответственности (в тех случаях, когда закон это позволяет и даже предписывает), поскольку такие договора могут быть заключены только с сотрудниками.

Существует перечень должностей, утвержденный постановлением Минтруда, с которыми необходимо заключать договора о полной материальной ответственности. К ним относятся кассиры, администраторы, продавцы в сфере торговли, работники склада и другие должности, связанные с движением денежных средств и материальных ценностей. В случае растраты (недостачи) средств таким «неоформеннным» сотрудником взыскание недостачи с виновного лица, с которым не заключался договор о полной материальной ответственности, будет невозможно либо очень затруднено.

Сокращаем кадровый документооборот

Работодатель-предприниматель может существенно сократить кадровый документооборот, если он является субъектом малого предпринимательства и относиться к микропредприятиям (Единый реестр МСП)и заключает с сотрудником Типовой трудовой договор. В таком случае предприниматель может не разрабатывать и не составлять:

  • правила внутреннего распорядка;
  • положения об оплате труда;
  • положение о премировании;
  • график отпусков;
  • другие локальные нормативные акты по трудовому законодательству.

Из типового трудового договора можно исключить пункты, которые не имеют отношения к характеру работы, отрасли деятельности, а также пункты примечаний.

Следует отметить, что у работодателя обязательно должно быть штатное расписание и должности в трудовых договорах должны соответствовать штатному расписанию.

По вопросам налогообложения операций с сотрудниками можно получить консультацию в Саус Стар Сервис.