Ни для кого не секрет, что начиная свой бизнес предприниматели рассчитывают только на себя и не считают затраты на привлечение наемных работников. Далее бизнес развивается и приходит время, когда предприниматель уже не справляется и вынужден привлекать к работе наёмных работников. Понятно, что наёмные работники должны работать на основании трудового договора. Однако как на практике оформляются эти отношения и что будет, если наемные работники выполняют свои функции без официального оформления трудового договора.
Зададимся вопросом, а почему ИП уклоняются от оформления трудового договора с наёмным работником?
Причины этого следующие:
1. Высокая налоговая нагрузка.
Например, при начислении зарплаты сотруднику в размере 20 тыс. руб. предприниматель оплачивает в бюджет 8,6 тыс. руб. налогов (НДФЛ - 13% и страховые взносы - 30%) и сотруднику зарплату 17,4 тыс. руб. Таким образом отношение налогов к выплаченной заработной плате составляет около 50 %. Следует отметить, что и наёмные работники также соучаствуют в таком налоговом правонарушении, поскольку заинтересованы в получении большей заработной платы.
2. Выполнение требований трудового законодательства.
Для соблюдения требований трудового законодательства предпринимателю необходимо формировать локальные нормативные акты ( положения об оплате труда и о премировании, штатное расписание, график отпусков и т.д.). Кроме того, возникает обязанность по ведению трудовых книжек сотрудников и кадровой документации, что, как правило, требует от индивидуального предпринимателя привлечения компетентного специалиста и, как следствие, ещё и дополнительных расходов на оплату услуг такого специалиста по кадрам.
3. Существенное увеличение объёма предоставляемой отчетности.
Приняв первого сотрудника предприниматель приобретает статус работодателя, поэтому должен зарегистрировать этот статус, с которым у него появляются следующие обязанности:
- не позднее следующего дня после приема или увольнения сотрудника необходимо подать отчетность в пенсионный фонд;
- по налогу с доходов физических лиц подать в год 25 уведомлений в ФНС об исчисленных налогах;
- по заявлению работников предоставлять им налоговые вычеты, выдавать справки;
- составлять квартальную отчетность по страховым взносам и НДФЛ;
- выплачивать заработную плату два раза в месяц в установленные дни:
- при приеме-увольнении иностранных граждан направлять уведомления в миграционную службу (нарушение в этой области повлечёт большие штрафы);
- отвечать на требования ФНС.
Очевидно, что со всеми этими обязанностями предпринимателю справить сложно, поэтому и без бухгалтера ему не обойтись, который также бесплатно не работает.
При этом каждый предприниматель должен понимать, что государство в лице налоговой инспекции с каждым годом всё активнее и результативнее борется с «нелегальной занятостью», проводя для выявления этих фактов следующие мероприятия:
1. Определяет часы работы магазина по его режиму работы делит на норму рабочего времени на одного работника и получает минимальное расчетное количество сотрудников, ведь меньше одного человека в магазине не может находится в течении всего рабочего дня. Как правило, магазины работают более 8 часов день, например, с 8-00 до 20-00. Это будет означать, что средняя занятость составляет 12 час./день или 288 час./мес в случае, когда магазин работает лишь в будние дни. Это означает, что работать должны минимум два сотрудника. Далее, если предприниматель, возражая на требования ФНС сообщает, что сотрудники у него работают больше восьми часов в день, то у налогового органа справедливо возникает вопрос - почему не начислена доплата за сверхурочную работу (с которой также должны начисляться вышеуказанные налоги).
Если магазин предпринимателя работает 24/7, то у вас должно быть оформлено минимум четыре сотрудника (720 часов / 160 часов).
2. Сверяет количество зарегистрированных и работающих кассовых аппаратов с количеством сотрудников, оформленных у предпринимателя.
Не редки случаи, когда ИП получает требование ФНС о доначислении НДФЛ и страховых взносов в связи с тем, что у него работает, например, пять кассовых аппаратов, а оформлено лишь два сотрудника.
3. Анализирует фамилии кассиров, которые отражаются в кассовых чеках и сравнивает с данными отчетности ИП. Иногда сами предприниматели вносят в кассовые аппараты данные сотрудников, которые у них по трудовому законодательству не оформлены.
4. Исследует большие суммы продаж у ИП, который не имеет наемных работников, или осуществляет большое количество видов деятельности. В таких случаях ФНС может даже проводить наблюдение за торговой точкой и определить действительно ли ИП осуществляет деятельность самостоятельно.
5. Вызывает на допрос наемного работника, если его заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, а предприниматель утверждает, что работник у него работает лишь на 0,25 ставки. Понятно, что в этом случае выяснить все подробности его работы (часы работы, суммы, получаемые за работу и др.) не составляет труда.
6. Использует жалобы недовольных уволенных сотрудников, которые готовы рассказать все подробности ведения деятельности ИП.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что если вы используете труд наемных работников, то это нужно оформлять в соответствии с законом и шансов на то, что налоговая инспекция не узнает о неоформленных сотрудниках остается минимум.
Также отмечу, что при масштабировании бизнеса расходы на оплату труда и управление изначально следует учитывать в своих бизнес-планах.