Ценности — это ключ к человеку. Это уже не про сиюминутные «хочухи». Ценности могут возникать и развиваться только в обществе, и мы усваиваем их благодаря воспитанию, сверяясь с ними, когда надо оценить что-либо или кого-либо.
Каждый из нас принимает для себя определенные правила жизни, образцы желаемого поведения и нормы. И с помощью этих установок человек оценивает себя и окружающих. Если потребности человек оценивает как «нужно или не нужно», то ценности — это оценка «что такое хорошо и что такое плохо».
Ценности — это не вещи и не люди. Машина, квартира, муж, работа — это реализация ценностей, с их помощью удовлетворяются наши глубинные желания. Ценности всегда описываются номинализациями, некими абстрактными понятиями, обычно существительными — свобода, комфорт, любовь и т. п. Но у каждого человека за номинализацией будет стоять своя картинка, свое понимание этой ценности. Один считает любовью отсутствие требований, обязательств и свободу в отношениях, а другому представляется семья с тремя детьми.
Ценность одна и та же, а реализация у каждого разная. Предлагаю использовать классификацию Милтона Рокича. Согласно его делению, все ценности можно разделить на две группы:
▷ терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; назовем их ценности-цели.
▷ инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации; назовем их ценностями-средствами.
Предлагаю вам изучить себя в контексте ценностей-целей (именно они являются основными мишенями для манипуляций). Задавайте себе следующие вопросы:
▷ Что является самым важным в моей жизни?
▷ От чего испытываю удовлетворение?
▷ Чем горжусь?
После этого нужно из всех ценностей-целей выбрать самые важные и менее важные. Можете проставить баллы для каждой ценности. У вас должен получиться топ-5 приоритетных жизненных ценностей. Если не можете выбрать, что главнее, помогите себе вопросами:
▷ Что для меня важнее: первое или второе?
▷ Если реализация первой ценности будет заблокирована, то реализация второй возможна?
▷ Если нужно будет выбирать, что реализовывать, чему отдам предпочтение?
Как определите топ ценностей, посмотрите на него внимательно. Это ваши слабые места, с
их помощью вами можно манипулировать. Как? Точно так же, как и с потребностями: или дать вам этого еще больше, или отнять то, что у вас имеется.
Знать чужие ценности необходимо, чтобы манипуляции (управление) другими были более эффективными. Не стреляйте по воробьям из пушки. Только когда попадете в ценности человека, он будет с радостью выполнять вашу просьбу или задание.
С помощью ценностей любят манипулировать люди, которых мы называем мошенниками. Когда человек теряет значимую ценность, например, здоровье, он готов практически на все, лишь бы вернуть ее. И тут появляются всякие целительницы, знахарки. Если теряет любовь, начинает обращаться к магам и гадалкам, которые помогут ее вернуть. Если теряет деньги, начинает верить в сказки тех, кто обещает ему 500 % годовых и 100 % выигрыши в ставках на спорт. Сюда добавляется еще эмоциональный коктейль, поэтому человек полностью теряет критическое мышление.
В книге Анастасии Балашовой «Матрица манипуляций. Как добиваться своего и защищаться от чужого влияния» (16+) вы найдете популярные фразы и приемы манипуляторов, а также описание поведения для защиты от них. Автор приводит живые и яркие примеры из практики, благодаря которым вы закрепите теоретические знания. Приобрести книгу можно по следующим ссылкам: