Аутизм — одно из самых известных, пугающих и загадочных нарушений. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), аутизм довольно распространен: в среднем, его обнаруживают у 1 из 100 детей в мире. Но при этом вокруг детского аутизма сложилось огромное количество опасных мифов и социальных стереотипов, которые усложняют «особенным» детям жизнь, терапию и социализацию в обществе. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров разбирает 7 главных мифов о детском аутизме, в которые давно пора перестать верить.
Миф №1: «Аутизм — это болезнь, и она может быть заразна!»
Травля детей с аутизмом — распространенное явление.
Например, в июле 2021 года в России произошел знаковый инцидент: жительница Петербурга начала агрессивно прогонять с детской площадки детей с таким нарушением вместе с их сопровождающими: и среди ее аргументов были фразы о том, что подобным детям «нужен карантин».
Так происходит, потому что многие люди все еще считают аутизм опасной заразной болезнью, которая может передаться другим детям. Но это в корне неверно.
Во-первых, аутизм — это не болезнь в прямом смысле этого слова. Это врожденное нарушение развития, связанное с особенностями работы головного мозга и центральной нервной системы. Из-за этого нарушения у детей проявляется выраженный дефицит социального взаимодействия (сложности в общении с окружающими), ограниченность интересов (часто — зацикленность на каком-то одном увлечении) и повторяющееся стереотипное поведение (его обсудим дальше).
Таблетки от аутизма не существует, это неизлечимое нарушение — оно просто есть. И терапия аутизма, по сути, сводится к тому, чтобы помочь детям «с особенностями» адаптироваться к окружающему миру, социализироваться и развить свой потенциал.
При этом, помимо самого аутизма, существует еще целый спектр более мягких форм нарушения развития — их называют расстройствами аутистического спектра (РАС).
А главное — аутизмом и РАС просто невозможно заразиться — ни воздушно-капельным путем, ни через прикосновения, ни через биологические жидкости, никак. Это не инфекционное заболевание.
Миф №2: «Аутизм у ребенка — вина родителей!»
Социальной травле подвергаются не только дети с аутизмом, но и их родители. Многие люди считают, что аутизм появляется из-за безответственности мамы (курение и алкоголь во время беременности) а также на фоне жестокого обращения родителей с ребенком.
На самом деле точные причины развития аутизма все еще не до конца ясны, но по большей части связаны с генетическим фактором — риск наследственности составляет от 40 до 80% всех случаев. При этом заранее предугадать развитие расстройства (например, сдать генетические тесты перед заведением ребенка) крайне сложно — ученые отмечают целое множество генетических вариаций и отдельных спонтанных перестроек на генетических участках, которые невозможно предсказать.
А дородовые внешние факторы — вредные привычки, инфекционные заболевания, неблагоприятная экология с отравлением тяжелыми металлами или пестицидами, стресс у беременной — хотя и могут повлиять на экспрессию генов, но все еще не подтверждены научными исследованиями.
Что же касается аутизма как последствия «неправильного воспитания» — это еще один распространенный миф. Зародился он еще в 1940-е годы, когда австрийский психиатр Лео Каннер выдвинул теорию о «холодных матерях», которые своим безразличием травмируют детей и провоцируют у них аутизм. А дальше эту теорию развил и популяризировал в СМИ американских профессор детского развития Бруно Беттельгейм.
В результате уже более полувека множество семей сталкиваются с общественным осуждением и обвинениями в «неправильном родительстве» — несмотря на то, что современная наука уже давно отказалась от этой злосчастной теории и воспринимает аутизм как комплексное нарушение с генетической основой.
Миф №3: «Аутизма в мире стало больше, у нас эпидемия! И это все из-за прививок!»
Аутизм и расстройства аутистического спектра действительно стали диагностировать чаще, и это многих пугает.
Но так происходит вовсе не из-за мифической «эпидемии аутизма». Все гораздо проще.
Во-первых, за последние пару десятков лет у нас появилось больше углубленных знаний об аутизме. Мы имеем более точные диагностические критерии — и если раньше многим детям с РАС ошибочно диагностировали другие расстройства со схожими симптомами, то теперь они получают реальный диагноз и подходящее лечение.
Во-вторых, уровень медицины и просвещенности в мире растет. Если раньше многие дети «с особенностями» подвергались жесточайшей травле и критике со стороны сообществ, и их родителям часто приходилось скрывать от людей «неправильных» детей, то теперь все иначе. Отношение к неврологическим и ментальным нарушениям у населения стало более внимательным и толерантным, а дети могут получить своевременную диагностику и помощь.
Но, к сожалению, тему с «эпидемией аутизма» продолжают активно эксплуатировать, особенно сторонники конспирологических теорий.
Первым поводом к этому послужило старое научное исследование 1998 года. Британский врач Эндрю Уэйкфилд заподозрил связь между детским аутизмом и вакцинацией детей от кори, краснухи и эпидемического паротита.
Уэйкфилд опубликовал в научном журнале The Lancet исследование на эту тему. И уже этот материал попал в руки к СМИ, которые спровоцировали панику и массовые отказы от необходимых детских прививок.
Но в итоге исследование было отозвано (retracted), а авторы и сам научный журнал приносили публике извинения. Дело в том, что большое количество последующих исследований и перепроверок показало: Уэйкфилд и его команда специально отбирали участников для наблюдения так, чтобы подтвердить свою гипотезу. А главное, тщательные и масштабные исследования вакцинированных и невакцинированных детей, проводимые потом в разные годы учеными разных стран, не выявили ни единой реальной связи между прививками и аутизмом.
Но миф все еще живет и усиливает сам себя. Первые прививки детям делают в возрасте около 1 года, а повторную вакцинацию (например, против кори) проводят в 4–6 лет. И именно в эти временные промежутки — от 1 года до 3–6 лет — родители обычно начинают замечать у своих детей первые проявления аутизма или РАС, обращаются к врачу и получают диагноз.
В результате те родители, которые изначально слышали о мифе на тему прививок и боялись его, с большей вероятностью соотносят болезнь своего ребенка с вакцинацией, пишут об этом в социальных сетях, делится проблемой со знакомыми. Так миф получает «подкрепление» и разрастается в обществе.
Миф №4: «Все дети с аутизмом агрессивны и опасны для общества!»
Стереотип об опасности детей с аутизмом для окружающих появился из-за непонимания причин их особенностей поведения и методов коммуникации.
Чаще всего окружающих пугает стереотипное поведение, характерное для аутизма.
Ребенок ведет себя странно и пугающе — навязчиво повторяет одни и те же движения, издает возгласы… Это что-то непредсказуемое и неадекватное, непонятное… Нужно держаться от ребенка подальше!
Дело в том, что дети с такими нарушениями имеют особенности восприятия сенсорной информации от органов чувств — свет, звук, тактильные ощущения. Их чувствительность к сенсорным сигналам — повышенная. И она сочетается с мозаичностью мышления: например, при взгляде на ручку ребенок не думает «ручка», он может думать «это длинный предмет, его берут в руку, им пишут… это ручка!».
В результате нервная система оказывается перегружена информацией. И чтобы сбросить напряжение, ребенок вынужден совершать стереотипные действия: например, раскачиваться из стороны в сторону, издавать возгласы. Это просто помогает расслабиться. Но окружающие могут расценить это как «опасную неадекватность и враждебность».
А вторая проблема при аутизме — сложности в коммуникации с окружающими: ребенку тяжело внятно донести до людей свои потребности и желания, объяснить особенности.
И в результате маленькие дети с аутизмом действительно могут проявлять недовольство (кричать, отталкивать), когда окружающие люди становятся причиной сенсорной перегрузки (прикасаются и обнимают без разрешения, пристают, дразнят, кричат, угрожают и т. д.).
При этом импульсы у ребенка чаще проявляются в аутоагрессии — агрессии, направленной на самого себя: например, ребенок сам себя кусает или шлепает. И в гораздо более редких случаях ребенок может проявить агрессию в адрес внешнего раздражителя. Более того, агрессивные импульсы в целом проявляются далеко не у всех детей с аутизмом.
А главное — даже если такие реакции и есть, за детьми с аутизмом всегда присматривают родители или тьюторы (сопровождающие). И эти реакции довольно быстро проходят по мере терапии и взросления ребенка: он учится справляться с тревожными ситуациями и получает эффективные навыки взаимодействия с окружающими людьми.
Поэтому зачастую причиной распространения мифа об «опасных детях-аутистах» становятся люди, которые относятся к такому ребенку с предубеждением и враждебностью, проявляют в его сторону вербальную агрессию — и провоцируют у ребенка сенсорную перегрузку и страх.
Миф №5: «Дети с аутизмом бесчувственные, не способны к эмпатии и состраданию!»
Еще одна частая «страшилка» о детях с аутизмом — это неспособность к сопереживанию, эмоциональная холодность. Некоторые люди и вовсе убеждены, что аутизм — это нечто близкое к психопатии.
Из-за особенностей развития дети с аутизмом действительно испытывают трудности в понимании чужих эмоций, а их собственные эмоциональные переживания могут проявляться не так ярко и насыщенно, как у обычных детей.
Но это вовсе не означает, что дети с аутизмом — «бесчувственные, лишенные жалости и сострадания». На самом деле они испытывают всю гамму человеческих чувств, формируют привязанности к близким людям, и способны к эмпатии — просто выражать эмоции и доносить их до окружающих им сложнее.
Но в процессе обучения и адаптации им становится легче. Более того, они могут показывать поразительные результаты и быть порой более «человечными», чем их сверстники.
Это показывает исследование, проведенное в прошлом году нидерландскими учеными. Они сравнивали способность к эмпатии у детей с аутизмом 1–6 лет и их сверстников. Эксперимент продолжался 4 года, исследователи оценивали эмпатические реакции детей.
По результатам ученые подтвердили, что у детей с аутизмом есть некоторые трудности с пониманием эмоций окружающих людей и инициацией (началом) общения с ними. Но по мере своего развития эти дети адаптировались, показали выраженный потенциал к социальному обучению и повышению навыков эмпатии. Более того, с течением времени они показали больший рост просоциальных действий, чем их сверстники без особенностей развития.
Миф №6: «Дети с аутизмом живут в «собственном мире», поэтому общение с окружающими им не нужно»
Этот миф укоренился в обществе благодаря известным фильмам про людей с аутизмом: в них режиссеры и сценаристы активно романтизируют идею о том, что такие люди живут «в своей собственной реальности» и попросту не интересуются окружающим миром, не нуждаются в общении с людьми и избегают коммуникаций.
На деле все гораздо сложнее. Да, дети с аутизмом действительно испытывают трудности в общении с людьми. Им труднее правильно распознавать и выражать эмоции, доносить свои потребности, желания и мысли.
Но это вовсе не означает, что им не хочется общения. Они просто не знают, как общаться. И в процессе адаптации — после работы с психологами, психотерапевтами, дефектологами — они получают нужные навыки, осваиваются, и с удовольствием взаимодействуют с людьми.
Исследования также показывают, что этот процесс адаптации ускоряет практика инклюзивного обучения — когда такие дети учатся в общеобразовательных детских садах и школах. Такое полноценное развитие без дискриминации по диагнозу позволяет детям быстрее развить социальные навыки, повышает шансы более успешной социализации и трудоустройства во взрослом возрасте.
Миф №7: «Все дети с аутизмом — странные, но гениальные»
Еще один распространенный миф — казалось бы, положительный. Благодаря все тем же фильмам о пациентах с аутизмом и РАС многие люди (в том числе новоиспеченные родители детей «с особенностями») искренне считают, что такие диагнозы — это своеобразная «путевка в гениальность». Ребенок ведет себя странно, но наверняка блестяще проявит себя в искусстве, науке или других областях.
Отчасти у этого мифа есть подкрепление.
Во-первых, для аутизма и РАС характерна ограниченность интересов: ребенок может проявлять повышенную концентрацию и настойчивость в каком-то одном увлечении. И это помогает ему быстрее добиваться успеха в выбранном деле.
В этом случае то, что выглядит «гениальностью» — результат длительной и упорной работы.
Во-вторых, у аутизма есть некоторая связь с синдромом Саванта — редким состоянием, когда человек способен проявлять выдающиеся способности в одной или нескольких областях, несмотря на нарушения в развитии. В этом случае при отклонении развития в одной области психической деятельности у человека усиливается активность в других областях — явление гиперкомпенсации. Но это крайне редкое явление, поэтому ставить знак = между аутизмом и савантизмом — нельзя.
И, с одной стороны, миф о гениальности несколько повысил степень толерантности общества к детям с аутизмом и РАС. Но, с другой стороны, этот стереотип часто им вредит. Завышенные ожидания и повышенная требовательность со стороны общества (и особенно — собственных родителей) могут травмировать ребенка, усложнить его адаптацию и социализацию.
Подробнее о симптомах и признаках аутизма у ребенка мы писали здесь.
А какие мифы об аутизме знаете вы? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:
- Консультации детских и взрослых психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
- Психотерапия: детская, индивидуальная, семейная, групповая;
- Медикаментозная терапия;
- Создание индивидуального плана поддержки и безопасной среды под потребности ребенка;
- Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях.
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!