Я устало провела ладонью в грязной перчатке по лбу, разогнула спину, ноющую в пояснице и отошла на несколько шагов назад. Вроде готово! Мой луговой цветник, который я начала делать прошлой осенью, а в этом году наметила расширить, раздался, принял новых жителей, вытерпел переезд старых и теперь, даже несмотря на голую землю, чахлые облетевшие растения с пожухлыми листьями, корни которых обрублены лопатой при пересадке, выглядит весьма неплохо. Особенно если надеть розовые очки фантазии и представить, каким все будет на следующий год.
Я включила разбрызгиватель, направила его на новые посадки, пусть вода смывает землю с листьев, поит корни. Мой младенец тут как тут. Чтобы он упустил случай пополивать? Не бывать такому! Молинии и буквицы подождут, сначала младенец польет сам себя, измажет рыхлой, только что перекопанной землёй и польет снова. Ну что ж, отмоемся, а пока на ближайшие пару минут это занятие мне на руку. Очень хочется присесть, перевести дух и оценить то, что получилось.
Позади меня, напротив цветника, растет молодая яблонька, а под ней разрослась сиреневая астра - не астра. Я накопала ее здесь же, в деревне, у заброшенных домов. Здесь ее называют сентябринка, хотя и цветет она всё лето без перерыва. Под яблонькой тень и хорошо видно, что получилось в цветнике.
"Здесь бы лавочку", - мечтательно думаю я. Неожиданная мысль, учитывая, что разного рода лавочками и скамейками мой сад насыщен по самые уши. Но что, если благодаря этой внезапной мысли в саду родится новое место для созерцания?
В моем саду лавочки появлялись разными путями. Бывало, что мне понравилась густая тень под сливами - ведь это ценность в молодом саду. Тогда я тащила туда огромные валуны, оставшиеся от старого фундамента прогнивших сеней, и устраивала там укромное тенистое местечко.
В другой раз муж разобрал старую печь, кирпичи сложил прямо перед домом, у крыльца, и они пролежали там целый сезон, пока у него не дошли руки перетаскать и убрать их в другое место. Под кирпичами оказалась чистая земля с глиной, стёкшей с кирпичей. Не долго думая, я сделала там цветник с однолетниками, к которому пристроила скамейку.
Нынешний же луговой цветник я обдумывала, глядя на него с двух сторон: с вершины холма, сидя там на очередной, уже другой, лавочке и, как сейчас, от яблони. И если, глядя с холма, мне удалось придумать цветнику хорошую форму, соотнести его размер со всем садом, понять, какие размеры куртин должны быть, то, сидя под яблоней, я продумывала "лицо" цветника. Все лето мимоходом, пробегая по сто раз на дню мимо, в суете и заботах. Или иногда счастливым вечером, замерев рядом с чашкой кофе в одной руке и сыном в другой.
А в какой-то из дней намедни, когда увлеченно занялись чем-то мои ребятки, взяла я блокнот, уселась прямо на землю под яблонькой и, погрузившись в свои думы, все ходы взяла и записала.
Флоксу длинную рокировку, зопник (е2-f3) на соседнюю клетку, молинию ходом коня выдвигаем чуть вперёд, ну а ге*ера подвергнется массированной атаке лопатой и будет поделена настолько, насколько возможно, потому что ей суждено стать бордюром.
Записала - и уже легче, не держать всё это в голове.
А потом, когда сошлись звезды, и погода была пасмурной, обед сварен, а младенец весел и благодушен, настала пора то, что написано пером, выкопать лопатой. Потратила я на это вечер и немного следующего утра.
Так что теперь с чистой совестью могу посидеть под яблоней и полюбоваться, пока некоторые продолжают поливать цветы, траву и себя заодно.
Фух, ну конечно, сюда прямо-таки просится какое-нибудь сиденье. Попросила сына принести мне складной стул, который мы берём с собой, когда едем с палатками в лес; на стуле тоже оказалось неплохо сидеть. А главное, с этого места чудесный вид. И сама мысль, что я сижу под яблоней, посаженной своими руками, и смотрю в блаженстве на деревья, цветы, вместо которых ещё девять лет назад были лопухи и крапива в человеческий рост, эта мысль очень греет.
Но какая-то серьезная скамейка сюда не годится. Слишком юна и нежна яблонька. Может, оставлю стул. А может, принести какой-нибудь пенек? Пожалуй, идея с пеньком нравится мне пока больше всех.
Что ж, посидела и вставай, Маруся, бери своего землекопа и неси мыться. Потом есть суп и спать. А вечером завари себе чайку в самой большой чашке и беги скорее смотреть на то, что получилось. И с холма, и от яблоньки.
Ваша Маруся