Я не хочу потом ничего кардинально пересаживать. Я хочу сразу сделать хорошо. Это совершенно утопическая идея, я понимаю. И не вызывает никакого сомнения, что вряд ли найдется такой наивный человек, который будет сажать сад с прицелом на пересадки.
Хотя... Вот я сама. Помню, вскопала полоску вдоль забора, чтобы посадить там живую изгородь. Та самая изгородь на тот момент пребывала в череночном состоянии, то есть попросту в тени палки с двумя листиками стояли. Но пухлое, жирное, чистое местечко ее уже ожидало. А меня саму ожидали садовые хлопоты и посадочный зуд: пустое место? Вскопанное? Без никто? Я тут же напихала туда всякого добра, именно рассчитывая это всё через год пересадить. Просто, так сказать, потренироваться хотела.
Но сейчас я эту историю вспоминаю скорее как анекдот. Да и нет у меня больше столько ресурсов, а именно времени. Опять же, когда я говорю о нежелании пересаживать, разумеется, я не имею в виду многолетники и всякую мелочевку. Это процесс вечный, этим жив садовод. Мне хочется сейчас создать чёткую, красивую, удобную, логичную структуру сада из будущих больших растений. Чтобы была печка, от которой дальше можно плясать. Именно этим я и занимаюсь последний год в своих мыслях (пусть на деле это далеко не так пафосно, как написано в заголовке, но всякая курочка со своим яйцом носится). На практике, конечно, отступая постоянно: искушения и соблазн повсюду подстерегают новичка. А что делать?
С чего начать проектирование? С крепкой думы
Абсолютно все (и дизайнеры, так нелюбимые на дзене, и здравый смысл) говорят о том, что в саду нужно начать с зон. Они или сложатся сами, или же их надо запланировать, если сад молодой. У нас сложились сами, да и то, как всегда, не по-человечески: в одном месте мы любим чай пить и творить с детьми, в другом месте костер жечь, вот оттуда открывается роскошный вид и всякое такое другое несерьезное.
Знаете, в книге "10 этапов проектирования малого сада" Александр Юрьевич Сапелин рассказывает о такой теории (ему не принадлежащей): люди в своих садовых предпочтениях делятся на тех, кто хочет видеть больше открытых пространств и тех, кто любит закрытые. И возможно, в этом не последнюю роль сыграли их древние славянские предки. Потомки полян любят открытые пространства, ну а потомки древлян тяготеют к закрытым. И пусть это только шутка или несерьезные домыслы, но мысль-то интересная!
Так вот я безусловный и самый ревностный, самый чистокровный потомок древлян. Когда мы проводили первое лето в нашем старом, заросшем сорняками и порослью диких деревьев саду, я ринулась с бензопилой, ножовкой и топором прорубать уютные местечки под деревьями. Нескольких соток на солнечной поляне мне для счастья было, видимо, недостаточно.
Отсюда, именно от предпочтений и видения твоего конечного - идеального! - сада, и складывается то, как именно его следует проектировать, продумывать. Что я хочу? Я хочу диковинный сказочный лес. С подлеском. Зеленый тенистый лес. Роса на траве и гнезда птиц. И поляну в этом лесу, и немного сказочных цветов. Поэтому мне совершенно не подойдут сады, идеальные геометрически, выверенные, с плиткой, большими площадями мощения. Они могут быть прекрасны, но мне не подойти, вот и всё.
Как именно я проектирую сад
Я нарисовала на огромном листе уже существующую ситуацию: дом, существующие посадки (крупные деревья, заросли по периметру, то, что точно не хочу или не могу пересаживать). И обозначила там примерные места будущих зон посадок. А потом я решила не распыляться и обдумывать каждую зону медленно, не торопясь, основательно. Именно ее скелет, поймите меня правильно.
Уже февраль на носу, скоро весна, а я обдумала хорошо только два места. Ну что ж. Если идейно-творческой работы в саду мне хватит на всю жизнь, я буду только рада.
Я пробовала рисовать на бумаге. Но больше всего мне понравилось на компьютере, хотя я внутренне и сопротивлялась этому, будучи уверенной, что думаю эффективней с карандашом и блокнотом в руках.
В частности, эту композицию, что на рисунке ниже, я смогла вертеть относительно видовых точек сколько угодно раз; смогла быстро передвигать растения. И знаете что? В итоге я пришла к совершенно не такому решению, которое планировала в самом начале.
Почиркав по фото и придумав подходящий вариант, я нарисовала его схему, распечатала и вклеила в свой большой лист общего плана. Там кстати на этапе вклейки можно еще раз все повертеть и оценить общую картину.
Так я планирую поступить с каждым из тех мест, о которых нужно бы подумать этой зимой.
Правило треугольника
Я сначала это правило истолковывала неправильно. Мне казалось, что большие - главные - растения композиции должны располагаться по вершинам воображаемого треугольника. Так, на примере выше, я и посадила брабанты. И мучительно думала все лето и осень, что же посадить между ними. И сейчас, пока они меньше метра, и в будущем, когда это будут величественные деревья с оголёнными стволами. Получался треугольник темноты. Думала я - думала, голову ломала, а потом решила сделать иначе. Уж коль скоро этот цветник будет кругового обзора, то есть из разных точек сада я смогу его видеть, то логичнее сделать треугольник внутри! И тут у меня пасьянс сошелся.
Что я открыла для себя? Обычно, если начинаешь искать в поисковике "золотое сечение в ландшафтном дизайне", то попадаешь на картинки, где сечению подчинен вид сверху. Такая квадрокоптерная золотая гармония. Я же (открыла Америку, ага!) увидела ее наконец-то в расположении форм. При взгляде прямо на объект, а не сверху. Считаю это очень большим достижением для себя и глажу по головке.
Массивы растений
Это набившее многим оскомину выражение совсем недавно было для меня откровением. Послушайте, - рассуждала я, - спирея такого сорта у меня уже есть. Второй мне такой не надо!
Надо, Маруся, еще как надо! Поэтому теперь я спешно черенкую, пытаясь нагнать время, и шепчу своим многолетникам, чтобы разрастались поскорее.
Одна спирея (гортензия/хоста и т.д.) хорошо, а целый ряд, квадрат - еще лучше.
К слову, благодаря массивам можно упорядочить посадки. Вместо точечной катавасии типа этого
можно получить что-то вполне сбалансированное и гармоничное.
Повторы
Для этой самой гармоничности и сбалансированности есть еще один приём. Я понимаю, что говорю в целом вполне очевидные вещи. Но до меня они дошли далеко не с первого раза, а проговорить всегда полезно. Для самой себя-то уж точно, вдруг и еще кому пригодится.
Так вот, это приём повторов. Опять же, не одна спирея, а несколько. И рассредоточены в разных местах сада. Поэтому я из брабантовой троицы, упомянутой выше, парочку отсаживаю в сторону так, что из самой композиции технически они выпадают, но при взгляде издалека в поле зрения попадают (в перспективе роста, конечно, сейчас, если не косить весь май, их и не найдешь).
Это могут быть повторы конкретных растений, могут быть повторы цвета (уже поинтереснее, да?), могут быть повторы форм (плакучий, треугольник, шар, фонтан и т.д.)
Всё это проектирование, а правильнее было бы сказать - зимнее придумывание своего сада, - для меня очень захватывающе и интересно. Не знаю, сколько из задуманного воплотится в жизнь, а не разобьётся о реальность, сколько пересмотрится на местности совсем по-другому. В любом случае, эти думы помогают очень упорядочить свои знания, помогают иначе взглянуть на весь сад в целом, помогают определиться, чего я хочу на самом деле (и не бросаться в бездонный котлован необдуманных покупок (а потом оказывается, что нужного-то как раз нет). И самое главное - они позволяют так уж сильно не скучать и не тосковать по лету. А то я скоро со своим новым совком и корнеудалителем спать ложиться буду.
Ваша Маруся