Некоторые беседы сами по себе вызывают дискомфорт, который не получится устранить полностью, даже если очень постараться. Но можно свести его к минимуму, беря во внимание свои привычки и типичные реакции.
Попробуйте такой алгоритм:
1. Задумайтесь, вызовет ли у вас конкретно этот разговор напряжение.
Если да, то какую стратегию лучше выбрать? Можно ли перевести его в положительное русло? Когда вы будете “заходить” в него более подготовленными, то вас не так легко будет спровоцировать на негативную реакцию, а значит, минимизируются последствия от неосторожных выпадов в адрес собеседников.
2. Выделите собственные выгоды от разговора и то, как их обрести.
Тут важен баланс: чрезмерно резкая подача и концентрация исключительно на своих нуждах не придется по душе другим людям.
А более продуманное решение базируется на трех опорных точках:
- Впечатление, которое вы хотите произвести.
- Отношение к вам людей, которое сформируется к вам после беседы.
- Нужная формулировка сообщения для достижения цели.
Когда хотите достигнуть желаемого результата через коммуникацию, не забывайте и о собеседниках. А именно – об их потребности в безопасной среде, где можно спокойно высказаться и быть услышанным. Для этого есть приемы из ННО (ненасильственное общение) и схожих практик, тут поделимся парочкой базовых.
«Зеркальные сообщения»
Это когда вы повторяете то, что сказал другой человек. Можно буквально, можно с перифразом. Иногда бывает, что для успокоения и/или уверенности не хватает собственной же формулировки, но повторенной чужими устами. И тут вы спокойно и деликатно (не переусердствуя) приходите на помощь. Чем это ценно, так это демонстрацией внимательного и активного слушания, искренней заинтересованности в предмете разговора.
«Признание»
Случалось говорить очевидные вещи, которые всем и так понятны? Тут вам тоже предлагаем ступить на эту же тропинку, но без чувства неловкости. Дело в том, что положительные моменты (в поведении коллег, к примеру) быстро замыливаются в глазах окружающих и становятся чем-то само собой разумеющимся. Ненавязчивыми и уместными комплиментами вы снова обратите внимание на достижения/компетенции/навыки/подставьтенужное, которые улучшат у собеседника и настроение, и его отношение к вам.
«Без негатива»
Даже если ситуация чересчур располагает к метанию молний и закатыванию глаз – глубокий вдох и разговор на равных. Да, если по всем признакам правота на вашей стороне, и собеседник это признает, единоразовая демонстрация превосходства может запутать ваше дальнейшее взаимодействие. В первую очередь вам нужно найти конструктивное решение проблемы, а это возможно через сотрудничество (не компромисс) с другими задействованными лицами.
Запоминаем, что сказал собеседник, воспроизводим и сдабриваем приятностями – вот и конфликты могут обойти стороной.