"Культура как война."
Культорологический и искусствоведческий триллер. Кайл Чайка потерял минимализм и ищет его на протяжении 270 страниц, по пути находя много лишнего и не находя много того, что следовало найти. Найдет ли Чайка минимализм? Узнает только тот, кто сможет дочитать эту статью или книгу-проповедь до конца.
Сразу должен вас предупредить, что книга эта мне не сильно (а если совсем честно, вообще не-) понравилась. Но это мое мнение, как человека разбирающегося в сути описываемого явления. И моё мнение о том как нужно вести разговор об искусстве и культуре, у которого есть некие дипломатические и гуманистические рамки.
Первое. Книгу я впервые увидел в магазине, где она была запечатана и стоила около 2 000 рублей. Потом я открыл Озон и начал искать там. Нашел вариант за 12 000 рублей и за 150 рублей. Купил за 150 рублей. И должен сказать, что это ровно на 150 рублей дороже, чем она действительно стоит. На судьбу этой книги быть дочитанной положительно повлиял отдых в заповеднике при отсутствии других книг с собой.
Второе. Весь роман напоминает какую-то продающую проповедь. Кому как нравится, конечно, но мне бы хотелось исследование по фактам - что-к-чему-и-почему, а не размазывание личных переживаний Чайки. Еще, все главы сделаны в едином формате по количеству знаков и страниц - складывается ощущение, что это статьи, которые у журналиста не купили какие-то журналы, и которые были сшиты и проданы нам как книга. Или просто Чайка продает нам себя как умелого журналиста, умеющего писать текста в едином формате независимо от темы. Еще и повестку отрабатывает.
Третье. Перевод и "продажность". В оригинале книга называется "Зэ Лонгинг фор Лэсс" (сорри фор май ынглыш, "Стремление к меньшему"), что больше соответствует сути, потому что "никто ничего не ищет", но оригинальное название, конечно, не такое "продающее" как у Альпины получилось. Дальше по тексту есть некоторые ляпы. Я не знаю к кому обратиться - к автору или к переводчику - но когда я начал читать главу про дизайнеров мебели "братьев, Чарльза и Рэя Имз", которые "прожили вдвоем всю жизнь в одном доме неразлучно" - я просто валялся. Тут вообще не нужно глубоко ходить в дизайн, чтобы знать, что Рэй - жена Чарльза... При чём тут вообще Имзы - вопрос хороший, но отдельный.
Четвертое. Я очень ленивый человек в плане коммуникации. И это тот случай, когда автору книги везет не получить от меня гневное письмо. Рассказ о выставке Агнесс Мартин он разбавляет своими переживаниями на счет выборов в США. И затем много раз негативно высказывается в адрес президента Трампа. В главах все время раскрывается тема отношения Чайки к гомосексуалистам, бисексуальности в японских романах и прочие его фантазии и идеи на этот счет. Если бы я мог\хотел обратиться к автору, я бы попытался донеси до него насколько нам, читателям книги о минимализме и искусстве, плевать с высокой колокольни на Чайкины политические и сексуальные предпочтения. Лично мне политизирование творчества и художников (чаще всего в политике ни на грамм не разбирающихся) и выставление на всеобщее обозрение своих (чаще всего довольно тривиальных) пороков в современном искусстве отвратительно. Удивительно это все еще и тем, что Чайка в конце книги приводит цитату немецкого еврея Вальтера Беньямина, сказавшего в 1936 году: "Логическим следствием фашизма является эстетизация политической жизни. Все попытки эстетизировать политику сводятся к одному пункту. К войне." То есть, Чайка пишет это, следовательно понимает это, но делает то, что противоречит написанному. Не признание ли это...
Пятое. Касательно этого признания в самом конце книги... Автор сочувствует Хейдегеру, как человеку "совершившему ошибку, вступив в фашистскую партию германии". Ошибку, Карл! Японские нацисты и преступники у него понижены до "националистов" или, на крайний случай, "ультранационалистов". В американском сознании нацисты каким-то боком связаны только с холокостом и геноцидом евреев. Геноцид русских немцами, китайцев японцами в те же временные периоды к нацизму никакого отношения не имеют. Все дело в том, что автор разделяет их эстетику, понимает и частично поддерживает их с точки зрения своего американского, западного национализма. Автор восхваляет вестернизацию. И тут нужно пояснить моё мнение. Вестернизация - одно из самых уродливых варварских проявлений Западного мира. Когда аутентичная культура замещается культурой потребления, стирается и переписывается история, народ распадается на атомы. Следствием этого как раз и является крайний национализм в попытках сохранить себя. Либо погибнуть.
Шестое. Ну и наконец, разобравшись "кто есть ху", мы можем перейти к фактам. Если вы не знакомы с темой, то вам будет интересно узнать о художнице Агнесс Мартин, скульпторе Дональде Джадде, архитекторе Филипе Джонсоне, композиторе Джоне Кейдже, дизайнерах "братьях Имз" и многих других. Вся проблема исследования в том, что оно не выходит за пределы США (не являющимся родиной минимализма) и за пределы идеологических рамок автора (являющегося крайне левым либеральным идеалистом). Да, Агнес Мартин очень хорошая художница. Я публиковал ее работы и биографию. Мне она очень нравится, и ссылка будет в конце. Но как можно сказать про Мартин, писавшую в середине ХХ века и не сказать про Малевича, который это все начал в абстрактном искусстве, и про Хаммерсхёя, который зародил минимализм в искусстве еще на 40 лет раньше Малевича?! Джон Кейдж написал пьесу 4'33", которая в музыке является аналогом "Чёрного квадрата" Малевича - мимо этого факта просто невозможно пройти. Дональд Джадд, как скульптор, изобрёл нуль-функцию. Но не из-за японцев, дзен-буддизма и ваби-саби. А из-за того, что кто-то, еще до начала культурного обмена Запада с восточными колониями изобрел сам "Ноль". Этот человек неудобен для либеральных философов, они всё время пытаются его убить и обесценить. И это Рене Декарт. Изобретя "ноль", он сделал самый большой шаг в математике, философии и искусстве к тому, что мы называем минимализмом. Потому что до него "Ничто" было просто словом и не могло быть ничем существенно выражено. На нем вырос Ницше, который сказал "Бог умер". А из него появился Кьеркегор, который сказал, что "не умер", а просто "Бог отсутствует" (как-бы отошел по своим делам). А Хаммерсхёй это нарисовал первым, дав повод для развития темы. А потом нарисовал Малевич. И только потом, где-то там, уже пойдет Хейдегер и японские философы-эстеты тридцатых годов. Если Имзы это минимализм, то кто такой Алвар Аалто, где работы Баухауза и все другие остальные ребята?! Если автор ищет истоки минимализма в даосизме и дзен-буддизме - почему он не ищет их в Библии и Коране?! Сокращая путь к финалу - это исследование достаточно однобокое и показывающее "лишь половину одной четверти правды", оно полно дыр и не дает полноценного ответа на вопросы о явлении минимализма. Те страницы, которые можно было потратить на эти доработки, потрачены на личные переживания автора. Лес срублен. Бумага испачкана. Цель не достигнута.
Итог. Мне очень тяжело назвать это хоть сколько-то близко исследованием, а не пропагандой той самой вестернизации. Посыл, что американцы изобрели минимализм, равносилен тому, что чукчи изобрели хай-тек, или китайцы изобрели куббизм. Я бы рассматривал пространство культуры, как целостное на всей планете, потому что это не плоскость, на которой можно провести четкие границы. Я бы оценивал все культуры как равные - на мой взгляд нет культуры, которая важнее, сильнее, лучше остальных (как бы ни пытался автор доказать нам собственное превосходство). Оценить тайные влияния культур и впечатления художников нам пока не под силу, слишком многое скрыто или является случайностью. Культура строится из перетекания идей между разными обществами и трактовок этих идей относительно сложившейся традиции. Сама мысль использования культуры в военных целях может действительно принадлежать только фашистам-людоедам. То, что рассказывает автор лежит на поверхности явления минимализма, но если эту тему начать копать глубже, то окажется, что все гораздо интереснее, и минимализм был с нами всегда, потому что это явление трудно вписывается в какие-либо описания, определения и прочие -измы.
Самое для меня удивительное, что это уже третий за год автор с американской пропиской, рассказывающий нам о своем национализме, превосходстве и "понимании различных фашистов и террористов". Неужели не соответствующие повестке книги об искусстве и культуре не выпускают в тираж? Или только такие переводят и печатают у нас? Страшноватенький трендик...
Вашему вниманию предлагаются ссылки на ранее опубликованные материалы об упоминаемых личностях. Многих не хватает, но будем дополнять со временем.
Агнесс Мартин:
Несколько её работ:
О Хаммерсхёе у меня серия статей, так как о его творчестве я провожу лекции. Это первая:
А это последняя, из которой есть ссылки на всю историю по порядку, с описываемой взаимосвязью с творчеством художника: