Найти тему
Функция Архитектура

Вильгельм Хаммерсхёй. Тихие комнаты.

Оглавление
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер дома художника".
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер дома художника".

Удивительно, что скоро будет год, как я время от времени рассказываю об этом выдающемся скромном поэте "тихих комнат", но так и не написал здесь ни одного текста, посвященного его творчеству и жизни. Для меня этот герой в мире искусства стал отправной точкой, с которой начинается одна из ветвей Авангарда, а до нее идут Великие Мастера. Много текстов и книг было изучено и переведено до, многое было дополнено в процессе, много нового нахожу до сих пор. Перед отпуском хотел еще раз пробежаться по некоторым картинам художника, о которых чаще всего не рассказываю. И так же рассказать о тех, кто находится в этой "ветви повествования" - тех, кто учил нашего героя, впечатлял его на подвиг и тех, кто впечатался им. Ведь это, наверное, одно из самых интересных явлений в искусстве и культуре человека.

Вильгельм Хаммерсхёй, "Ида, читающая письмо", 1899 год.
Вильгельм Хаммерсхёй, "Ида, читающая письмо", 1899 год.

Ида, читающая письмо.

"Ида, читающая письмо", созданная в 1899 году, была одной из первых работ Хаммерсхёя, написанных в комнатах его дома на Страндгаде, 30 в Копенгагене, Дания; адрес, которому суждено было сыграть решающую роль в жизни художника, потому что большинство его полотен будут написаны именно в интерьерах этого дома. Это скудно обставленное пространство с голыми деревянными досками на полу, перпендикулярной лепниной на стенах, каминами-часовыми и массивными дверями, выкрашенными в белый цвет, быстро стало центральным мотивом его работ. Идея создания кртины принадлежала жене Хаммерсхёя, Иде, но использованием света, приглушенных тонов и выбором сюжета Хаммерсхёй обязан голландскому Мастеру 17 века Йоханнесу (Яну) Вермееру. Это произведение можно было бы назвать настоящей данью уважения одного художника другому. Работу Вермеера, которая имеется ввиду, я покажу вам позже.

Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер с Идой на белом стуле", 1900 год.
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер с Идой на белом стуле", 1900 год.

Интерьер с Идой на белом стуле.

Эту точку зрения можно назвать самой популярной в доме Хаммерсхёя, именно с этого места с этой перспективой было сделано огромное количество картин, и это одна из этих поэтичных работ, раскрывающих суть пространством. Хаммерсхёй запечатлел ощущение отсутствия времени и интроспективного одиночества - человек находится в пространстве, но одновременно он только сам-в-себе, застывший в промежутке времени между действиями, которые вот-вот произойдут. Как писали Ханна Финсен и Инге Вибеке Раашоу-Нильсен:

"Основной темой является свет... и этот свет - скудный датский зимний свет, свет серой погоды, лишенный красок, тепла или веселости, хотя и богатый нюансами… Этот свет разливается по холсту и определяет пространство…Освещение обычно непрямое, потому что, конечно, Хаммерсхёй также знает, что непрямой свет часто бывает самым красивым…"

Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер с молодой женщиной, со спины", 1903-1904 гг.
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер с молодой женщиной, со спины", 1903-1904 гг.

Интерьер с молодой женщиной со спины.

У искусствоведов существует гипотеза, что Ида часто изображается отвернутой, потому что на портретах, на которых она обращена к зрителю, ее лицо выдает ее “смятенную душу”. Есть теория, что Хаммерсхёй изобразил ее в структурированных минималистских интерьерах как реакцию на эмоционально напряженную семейную жизнь. Я имею свою собственную, связанную с философией экзистенциализма - он превратил ее в образ, который мы просто назвали бы "она", и каждый мог бы подумать о своём, мы знаем из слов Кьеркегора, что в этом "одухотворяющем отсутствии" и "безмолвной тишине" прячется Бог. Мы не можем быть уверены, было ли это мотивом Хаммерсхёя, но мы точно знаем, что за то десятилетие, что он прожил в квартире на Страндгаде, 30, он написал более 60 полотен, изображающих комнаты этого жилища, часто включая Иду.

Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер Внутреннего Двора Страндгаде, 30", 1899 год.
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер Внутреннего Двора Страндгаде, 30", 1899 год.

Интерьер внутреннего двора, Страндгаде 30.

"Что заставляет меня выбирать мотив, так это линии в нем, то, что я бы назвал архитектурной позицией на картине. И, конечно, свет. Это, естественно, тоже очень важно, но линии - это то, что меня привлекает больше всего."

Но любимыми сюжетами будут все равно те, где нет людей. Здесь он изображает внутренний двор здания с ярким освещением, сфокусированным на открытом окне. Три дверных проема в правом нижнем углу, каждый из которых затемнен, ведут соответственно на улицу, на лестницу и в подвал. Эксцентричная и неправильная геометрия стен и окон, выступов и порогов в сочетании с монохромной серой палитрой, подчеркнутой сдержанным розовато-лиловым, придают композиции отчетливо тревожный оттенок. Открытые окна и дверные проемы наводят на мысль о присутствии человека, но одновременно создается впечатление полного отсутствия. Биоморфный, многоликий дом наблюдает за тем, кто наблюдает за домом - что-то из Ницше.