Тундра - последняя картина, написанная Мартин перед тем, как шокировать мир искусства и внезапно покинуть Нью-Йорк в 1967 году. Это также прекрасная и уникальная работа ее нью-йоркского периода, завершение которой положило конец ее зрелому периоду творчества. Две горизонтальные и одна вертикальная линии, едва различимые на грязно-белом фоне, образуют шесть больших вертикальных прямоугольников. В картине сохранены вертикальные и горизонтальные композиционные элементы зрелых сеток, но формат представлен совершенно по-новому.
В своих последних полудюжине картин 1967 года Мартин начала выходить за рамки сетки, процесс, кульминацией которого стала Тундра. В таких работах, как "Холм" и "Пустыня", обе 1967 года, она отказалась от вертикальных линий, сосредоточившись только на горизонтали. На обеих картинах выражен повторяющийся узор из двух одиночных линий, а затем двойной линии.
Эти типы узорчатых композиций вновь появятся в 1970–х годах на таких картинах, как "Острова I-XII", 1979. В "Трубе" 1967 года, написанной непосредственно перед "Тундрой", Мартин вводит пестрый серый фон, другой формат, который ранее не появлялся в сетках 1960-х, но появится в картинах гораздо позже в ее карьере, включая "Без названия" 2004 года, одну из последних работ Мартин, завершенных перед ее смертью.
Хотя картины Мартин 1967 года, в том числе "Тундра", представляют собой конец ее творческого периода, они также закладывают основу для работ, которыми она займется в 1970-х и далее. Например, шесть белых вертикальных прямоугольников, созданных расширенной сеткой в "Тундре", очень похожи по формату на шесть красных и синих вертикальных прямоугольников в "Без названия #3", 1974.
В 1967 или 1968 году коллекционер Сэмюэл Вагстафф (1921-1987) приобрел "Тундру". Она была включена в первую некоммерческую художественную выставку Мартин, организованную Дугласом Кримпом (1944-2019) в галерее School of Visual Arts в Нью-Йорке в 1971 году, в documenta 5 в Касселе, Германия в 1972 году, и в ретроспективу середины карьеры Мартин в Институте современного искусства Пенсильванского университета в 1973 году в Нью-Йорке. В 1971 году картина была представлена в качестве дани уважения Мартин на Artforum Кашей Линвилл, которая назвала "Тундру" “простым, почти необъяснимым полотном”.
Биография Агнес Мартин:
Влияние и значение Агнес Мартин: