Большинство автомобилей сконструированы так, что их создатели меньше всего думали о проблеме запотевших стекол. То есть разработчики якобы предусмотрели нормальную циркуляцию воздуха и вентиляцию в салоне, и это по их планам должно было раз и навсегда снять проблему.
Пока автомобиль новый, на улице тепло (или морозно) стекла практически не запотевают. Естественно, только если водитель не употребляет алкогольные напитки накануне поездки. В противном случае стекло будет запотевать даже в новой машине, и инспекторы ГИБДД отлично об этом знают.
Но даже у людей, ведущих здоровый образ жизни, стекла в машине иногда запотевают просто так, без видимых на то причин. Постараемся разобраться, почему это происходит и как решить проблему.
Разберемся в самой классификации
Запотевание - это тончайший слой из микрокапелек водяного пара, прилипших к лобовому стеклу под действием сил поверхностного натяжения. Для этого есть две причины – повышенная влажность воздуха в салоне и переохлажденная, а часто и загрязненная поверхность лобового стекла. В итоге при соприкосновении водяного пара с холодным стеклом микрокапли прилипают к стеклу с внутренней поверхности «лобовухи».
В салон машины вода может попадать с дыханием человека, с мокрой обувью и даже влажной одеждой. Все это испаряет воду, она переходит в воздух, который становится влажным даже наощупь, это чувствуется при соприкосновении с пластиковыми, металлическими и стеклянными поверхностями. Понятно, что стекло сразу же запотевает, если на улице достаточно прохладно.
Чтобы избежать накопления водяных паров в машине конструкторы сделали вентиляционные клапаны, они стоят в районе багажника авто, под бампером, в нижней части дверей. При движении машины воздушным напором поток проталкивается внутрь салона, смешивается с салонным воздухом и через клапана выбрасывается наружу. Если салонный воздушный фильтр и клапаны не чистились никогда, то стекла будут запотевать регулярно после каждого повышения уровня влажности воздуха.
Вообще залогом успешного решения проблемы с запотеванием считается нормальная система вентиляции
В современных машинах она многоуровневая и предназначена для удаления влаги одновременно с пола, с сидений и со стекол. Так что убрать конденсат можно даже на стоянке, просто включить систему на проветривание, без охлаждения или нагрева. Если вентиляция не работает, то достаточно чуть –чуть приоткрыть стекло на двери и проехать с десяток километров.
Хороший вариант – включить кондиционер или климат-контроль в режиме рециркуляции воздуха в салоне. Вентилятор будет прогонять воздух из салона через фильтр и охлаждающий контур, вся влага будет конденсироваться в воду. Воздух в салоне станет намного суше, после чего переключаем установку на обдув стекла. Только не стоит пытаться вытирать стекло руками или тряпкой, на поверхности остаются следы, которые практически очень сложно оттереть.
Еще на выпадение конденсата влияет состояние стекол
Если вода нормально не сходит с наружной поверхности «лобовухи», то в процессе движения автомобиля встречным потоком воздуха капли влаги просто испаряются. При этом температура стекла снижается на 4-8оС, как только достигается +7оС, на поверхности в салоне начинает конденсироваться водяной пар. Поэтому лобовое стекло нужно всегда тщательно мыть с использованием автохимии, затем промывать чистой водой.
Существуют также специальные составы для обработки лобового стекла снаружи и изнутри. Первый не дает каплям воды или дождя прилипать к стеклу, они моментально скатываются с его поверхности. В дождь можно даже ездить без включенных дворников. Состав для внутренней обработки образует пленку и также препятствует контакту водяного пара с холодным стеклом. Запотевания практически не происходит.
Как еще справиться с проблемой
Если владелец проживает в местности с очень влажным климатом, например у моря или рядом с крупным водоемом, то единственное, что может помочь, это специальные осушители воздуха. Аналогичное устройство можно посоветовать водителям, у которых плохо работает печка или гараж сделан со смотровой ямой и подвалом.
Аппарат работает от бортовой сети авто и потребляет не более 30 Вт электроэнергии. Польза от него невероятная – не набухают влагой тканевые чехлы или кожаная отделка, нет запаха сырости и прелости внутри салона, устраняется риск замыкания проводки, а главное – не ржавеет металл кузова.
Те, кто не верит в эффективность таких устройств используют самодельные фильтры и народные рецепты. Например в салоне авто регулярно возят с собой пластиковую банку с перфорированной крышкой, внутри которой находится полтора-два килограммов прокаленной поваренной соли. На крайний случай можно купить специальные картриджи для уменьшения влажности помещения.
А еще можно периодически оставлять машину на стоянке под открытым солнцем. Два-три часа прогревания под солнечными лучами, даже зимой, очень хорошо удаляют влагу из салона автомобиля.
С уважением, Владимир Воробьёв