Вы наверняка подумали, что перед вами — какая-то ранняя модель Генри Форда или Карла Бенца. Или какой-то другой зарубежный безлошадный экипаж. Но нет. Это первый российский автомобиль Евгения Яковлева и Петра Фрезе, увидевший свет в 1896 году. Отреставрированный оригинал? Не совсем.
Сделано в России
Считается, что идея о создании российского автомобиля родилась у двух промышленников в 1893 году после посещения ими международной выставки в Чикаго. Евгений Яковлев конструировал двигатели внутреннего сгорания, Петр Фрезе владел экипажной фабрикой. Соответственно, в совместном проекте первый отвечал за разработку мотора, второй — за изготовление кузова.
Что ж, первый российский серийный автомобиль (именно так он был заявлен своими создателями) оказался вполне в духе «самобеглых колясок» тех лет. Деревянные спицованные колеса большого диаметра, открытый двухместный кузов со складным мягким верхом, больше напоминавший фаэтон, рессорная подвеска и непривычные для современного водителя органы управления.
Судя по сохранившимся описаниям, сзади располагался 1-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью около 2 л. с., который разгонял автомобиль до 20 верст в час (чуть более 21 км/ч), а запаса топлива хватало на 10 часов работы мотора, то есть на пробег в две с лишним сотни километров.
Двухступенчатая трансмиссия же была с ременной передачей (ремни были выполнены из многослойной прорезиненной ткани), а вот привод на заднюю ось был цепным. Управляемые колеса поворачивались вместе с рессорами, а тормоз был комбинированным: ножной воздействовал на приводной вал, ручной прижимал колодки прямо к литым шинам колес.
Единственный известный качественный снимок автомобиля был сделан Максимом Дмитриевым на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, которую посетил и недавно коронованный император Николай II. Но в царском гараже отечественный автомобиль так и не прописался…
Яковлев умер в 1898 году, а в 1899-м Фрезе переименовал «Экипажную фабрику Фрезе и К°» в «Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей Фрезе и К°». До 1910 года он выпускал автомобили с бензиновыми и электрическими двигателями различных классов и конструкций, а затем продал свой завод Руссо-Балтийскому вагонному заводу (в 1908-м там как раз создали Автомобильный отдел). А что же стало с тем самым первым русским автомобилем конструкции Яковлева — Фрезе? Дальнейших упоминаний о его судьбе нет, и на этом можно было бы ставить точку. Но в конце XX века история получила неожиданное продолжение.
Возвращение не будет простым
В 1996 году мастерами реставрационно-технического центра газеты «Авторевю» была изготовлена реплика — на основании того самого исторического снимка, который использовали для создания чертежей, определения габаритов автомобиля и параметров деталей. При создании узлов ориентировались на сохранившиеся описания конструкции. А вот данных о двигателе было немного, так что его разрабатывали с оглядкой на первые моторы Бенца. Фактически реставраторы и инженеры создавали все детали заново, придерживаясь не только оригинальных конструктивных решений, но и технологий той эпохи.
Но сейчас на фото вы видите совершенно другой экземпляр. Еще в 1980-е годы советский реставратор Спартак Григорян нашел ряд оригинальных узлов — якобы от того самого автомобиля Яковлева —Фрезе. Передний мост с рессорами, часть рулевого управления и часть заднего моста. Он начал процесс восстановления, но закончить его не успел.
В 2023 году автомобиль появился на Нижегородской ярмарке
В 2000-х автомобиль приобрела московский искусствовед Любовь Елизаветина. Техника требовала восстановительных работ, но долго не удавалось найти исполнителей. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь несколько лет назад, а в марте 2023-го автомобиль неожиданно появился на Нижегородской ярмарке — спустя 127 лет после дебюта оригинального экземпляра.
Знакомство вживую
Так, а что этот автомобиль сейчас делает в Минске? Он должен стать одним из шоу-стопперов выставки «Винтаж Дэй», которая пройдет уже в эти выходные.
— Считаю уникальным стечением обстоятельств то, что в Минске можно вживую увидеть такой экспонат. Мы с Любовью Елизаветиной договорились, что она приедет в Минск и презентует свой автомобиль, — объясняет учредитель RestorFX Minsk Сергей Мухлаев. Сейчас он готовит автомобиль к показу и надеется успеть завершить в сжатые сроки. Оказывается, проблема в крепеже.
— Болты, гайки, шурупы не должны быть современными. Они точатся под заказ из бронзы и латуни. Они должны выглядеть как детали, которые использовались в те времена. Поменяю некоторый крепеж, отремонтирую фонарь (треснуло стекло). Одним словом, наведу косметический лоск.
Сергей показывает детали, которые хотел бы заменить на более уместные
По словам Сергея, подвеска имеет аутентичный вид
Внутри фонарей установлены свечи
Вид снизу. Если присмотреться, можно заметить современные детали электропривода
Сергей утверждает, что рядовой автолюбитель многих подобных мелочей может и не заметить. Возможно. Но достаточно просто повнимательнее присмотреться, и начинаются вопросы. Например, рулевое управление рабочее, а вот две ручки нефункциональные. Наверняка потому, что вместо оригинального двигателя и трансмиссии здесь электропривод…
Григорян планировал на первом этапе поставить двигатель от мотоцикла ИЖ, а затем найти и восстановить ДВС конца XIX века. Видимо, не успел. А при дальнейшей реализации проекта было решено установить электромотор с небольшой батареей. И это…
— Совершенно не критично, — утверждает Сергей. — Электрическая тяга есть, снять видео, как автомобиль сам едет, — это, конечно, прикольно, но в реальной жизни — ну как ты поедешь? Но было бы интересно посмотреть на двигатель Яковлева. Пусть даже на реплику. Я думаю, что технической документации не сохранилось, чертежи утрачены.
Влево смотрит ручка рулевой колонки, остальные органы управления бутафорские
В моторном отсеке за задним сиденьем — муляж двигателя, а в глубине можно рассмотреть детали электропривода
Цепной привод на каждое из задних колес был и у оригинального автомобиля
Да, но что же тогда собой представляет этот экземпляр?
— Это многолетняя многоступенчатая реставрация реплики, в свое время построенной из какой-то части исходников. Эта машина сохранила прикосновение рук инженеров трех веков. Сначала был построен оригинальный автомобиль 1896 года, но его судьба неизвестна. В 1980-х попытались то ли его отреставрировать, то ли создать реплику. Через несколько десятилетий — снова попытки восстановить уже построенный экземпляр. А сейчас перед нами то, что по итогу получилось.
По словам Сергея, здесь чувствуется «налет времени». Это впечатление создают многочисленные детали. Например, колеса — это хорошая старая реплика, которая отличается от современных новоделов. Рессоры и кованые детали подвески также тщательно повторяют конструкцию той эпохи. И вообще ходовая часть очень близка к оригинальному виду.
Масса оригинального автомобиля составляла порядка 300 кг, этот экземпляр весит примерно столько же
Колеса как произведение искусства
Рессоры выглядят как оригинальные
Здесь также можно обнаружить современные детали
— Я видел Benz Patent-Motorwagen в музее Mercedes — с оригинальным двигателем, который заводится, а сам экипаж двигается. Это особая гордость музея. Но это неограниченные возможности заводского музея. Я видел много частных коллекций и музеев, и этот автомобиль вполне сопоставим с их экспонатами. Его не стыдно сделать частью экспозиции, — говорит собеседник.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by