Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Ракоскорпион-путешественник

Сейчас самые большие животные на планете — позвоночные. Особенно водные, всякие там акулы и киты. Да и наземные от них в своё время не отставали. Но это не всегда было так — поначалу первых позвоночных обгоняли в росте все кому не лень, особенно первые «владыки Земли» — членистоногие. Это сейчас самые крупные из них — омары да крабы. Которых позвоночные едят гораздо чаще, чем они позвоночных. А когда-то гигантами были ракоскорпионы, которых, впрочем, сейчас зовут эвриптеридами, ибо и с раками, и со скорпионами они находятся в довольно отдалённом родстве. А габариты у эвриптерид были очень внушительными даже для современных животных. Самый большой из найденных экземпляров самого крупного вида, Jaekelopterus rhenaniae, имел в длину два с половиной метра, а рекордные экземпляры наверняка были ещё больше. Не удивительно, что при таких размерах, да ещё с клешнями и шипастым хвостом, охотиться они могли вообще на кого угодно — хоть на трилобитов, хоть на панцирных рыб. Во времена расцвета р

Сейчас самые большие животные на планете — позвоночные. Особенно водные, всякие там акулы и киты. Да и наземные от них в своё время не отставали. Но это не всегда было так — поначалу первых позвоночных обгоняли в росте все кому не лень, особенно первые «владыки Земли» — членистоногие. Это сейчас самые крупные из них — омары да крабы. Которых позвоночные едят гораздо чаще, чем они позвоночных. А когда-то гигантами были ракоскорпионы, которых, впрочем, сейчас зовут эвриптеридами, ибо и с раками, и со скорпионами они находятся в довольно отдалённом родстве.

Jaekelopterus rhenaniae достигал в длину 2,5 метров
Jaekelopterus rhenaniae достигал в длину 2,5 метров

А габариты у эвриптерид были очень внушительными даже для современных животных. Самый большой из найденных экземпляров самого крупного вида, Jaekelopterus rhenaniae, имел в длину два с половиной метра, а рекордные экземпляры наверняка были ещё больше. Не удивительно, что при таких размерах, да ещё с клешнями и шипастым хвостом, охотиться они могли вообще на кого угодно — хоть на трилобитов, хоть на панцирных рыб.

Во времена расцвета ракоскорпионов на Земле был всего один континент — Пангея, которая начала раскалываться на северную Лавразию и южную Гондвану только во время пермь-триасового вымирания, до которого последние эвриптериды, впрочем, вполне дожили. Однако находят останки ракоскорпионов в основном на осколках Лавразии — в Европе и в Северной Америке.

С вооружением у эвриптерид всё было нормально.
С вооружением у эвриптерид всё было нормально.

На юге же, на остатках Гондваны, в Южной Америке, Африке и Австралии, с эвриптеридами не сложилось — они там если и есть, то совсем мало. В Австралии так и вовсе почти совсем нет. Во всяком случае, именно так дела обстояли до совсем недавнего времени.

В последние же годы ракоскорпионов, точнее, их панцири, стали находить и в Австралии, причём в разных концах материка — от Западной Австралии до Нового Южного Уэльса. Датируются эти панцири самым расцветом эвриптерид — поздним силуром и ранним девоном. Причём принадлежат окаменелости самым крупным родам этих членистоногих, Jaekelopterus и Pterygotus, включая рекордсмена — вышеупомянутого J. rhenaniae.

Pterygotus тоже мелкими не были.
Pterygotus тоже мелкими не были.

Примечательно, что те же роды встречаются на противоположном конце планеты, в Лаврентии, Авалонии и Балтике — северных областях, и в палеозое находившихся в умеренных широтах. И оба рода были распространены очень широко, жили рядом, впрочем, более крупные ракоскорпионы, как и следует того ожидать, встречались несколько реже, причём настолько далеко от основного ареала их до того не находили.

Судя по результатам исследования, найденные в Австралии особи были очень сходны с северными, из чего палеонтологи сделали вывод, что в Южное полушарие они попали в результате миграции. Ничего невероятного в этом нет — животные были большие и сильные, такое путешествие было им вполне по силам. А вот переселились ли они на юг насовсем, или же это была просто сезонная миграция, учёным пока только предстоит выяснить.