Найти в Дзене

Перепроизводство авто: как завал на складах может обрушить цены и рынок?

Оглавление

Автомобилисты, заметили ли вы, как всё больше моделей на дорогах пустеющих дилерских центров начали собирать пыль? А задумались ли вы, к чему может привести перепроизводство автомобилей, если спрос на них падает быстрее, чем цены на бензин? Давайте вместе разберемся, куда катится мировой автопром и что это значит для всех нас.

Когда машин больше, чем покупателей

Никто не ожидал, что мировой автопром, славившийся постоянным ростом, однажды столкнется с проблемой избытка машин. Но вот, пожалуйста, имеем дело с кризисом перепроизводства, где автомобили на стоянках заводов покрываются не только пылью, но и убытками. По данным отчётов крупнейших автоконцернов, мировые гиганты теряют миллиарды долларов. Что ж, в мире, где спрос на новые авто не поспевает за темпами производства, похоже, сбывается страшный сон всех маркетологов и заводских планировщиков.

Немного цифр, чтобы подогреть интерес

Начнем с того, что ситуация складывается не только в отдельно взятом регионе, а практически по всему миру. Альянс Stellantis, владеющий 14 брендами, отчитался о падении выручки на 14% за первое полугодие 2023 года. Это, на секундочку, целых 85 миллиардов евро, которые оказались не в карманах акционеров, а где-то в недрах бескрайних складов с новыми, но пока никому не нужными автомобилями. Даже гиганты вроде Nissan не устояли – их прибыль за второй квартал упала почти на 77%. Audi и Porsche тоже не остались в стороне, потеряв 34% и 20,5% прибыли соответственно.

Ferrari EV 2025: электрический суперкар за $500K. Узнайте, что скрывается за этой высокой ценой. Посмотреть детали

Почему никто не покупает машины?

Вы когда-нибудь задумывались, почему новые автомобили остаются невостребованными, как зимние шины в июле? Эксперты говорят, что всему виной перепроизводство, которое навязывается автоконцернами, рассчитывающими на бесконечный рост спроса. Но, как оказалось, не каждый потребитель готов обновить свой автопарк каждые два-три года. К тому же многие автовладельцы предпочитают подождать, пока цены упадут, а не бросаться в автосалоны с первыми скидками.

Накопившиеся в США более 3 миллионов автомобилей, которые пока никому не нужны, являются наглядным примером того, как предложение превышает спрос. На фоне таких впечатляющих цифр даже слово «распродажа» перестает волновать сердца потенциальных покупателей.

А как дела в Европе?

Европа тоже не осталась в стороне. В Германии наблюдается рост неплатежеспособности автопроизводителей. По данным консалтингового агентства Creditreform, количество корпоративных банкротств возросло с 7,500 в 2021 году до более чем 11,000 за последние полгода. Если раньше покупка нового авто воспринималась как инвестиция в будущее, то теперь это скорее рискованный шаг. Видимо, немецкие автопроизводители не учли, что вечно на высоких оборотах не прокатишься – рано или поздно придётся тормозить.

Виноваты все

Эксперты считают, что в кризисе виноват весь мир. Перепроизводство и снижение потребительского интереса – это не просто региональная проблема, а глобальный тренд. Возросшие расходы, в том числе на электроэнергию и логистику, усугубляют ситуацию. Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр утверждает, что спрос на автомобили падает из-за экономического кризиса, и пока весь мир идёт к этому кризису, ситуация будет только ухудшаться.

-2

Что дальше? Возможные сценарии

Итак, чем же чревато перепроизводство автомобилей для производителей и автовладельцев? Давайте попробуем заглянуть в будущее и представить несколько возможных сценариев.

Мазда CX-5 2025: легенда возвращается с новой базовой моделью и сниженной ценой. Узнайте, что изменилось. Читать больше

Сценарий 1: Драконовские скидки

Когда склады начинают переполняться, а прибыль стремительно падает, автопроизводителям ничего не остается, как прибегнуть к жестким мерам. Первое, что приходит на ум – скидки. Но не те скромные 5-10%, которые обычно предлагают в конце года, а настоящие драконовские скидки, достигающие 30-40% и выше. В условиях борьбы за каждого покупателя производители будут вынуждены буквально «сливать» свои запасы. Это может привести к массовому обвалу цен на новые автомобили, что, конечно, порадует тех, кто давно планировал покупку, но серьёзно ударит по производителям, уже и так несущим потери.

Сценарий 2: Сокращение модельных рядов и закрытие заводов

Если же скидки не помогут, автопроизводители могут пойти на более радикальные меры – сокращение модельных рядов и закрытие заводов. В условиях экономического спада и низкого спроса компании будут вынуждены сосредоточиться на наиболее популярных и прибыльных моделях, постепенно выводя из производства менее востребованные варианты. Для автолюбителей это может означать исчезновение с рынка некоторых любимых моделей или даже марок, которые больше не смогут выдерживать конкуренцию. Заводы, особенно те, которые находятся в странах с высокими издержками на рабочую силу, могут оказаться под угрозой закрытия, что повлечет за собой массовые сокращения рабочих мест и рост безработицы.

-3

Сценарий 3: Переход к электромобилям и новым технологиям

Пока традиционные автомобили пачками остаются на складах, автопроизводители могут начать активнее вкладываться в развитие новых технологий. Электромобили и автономное вождение уже не просто модные слова, а реальная перспектива для выживания автоконцернов в условиях перепроизводства. Возможно, в ближайшие годы мы увидим кардинальный сдвиг в сторону экологически чистых автомобилей и новых технологических решений, которые помогут компаниям адаптироваться к меняющимся требованиям рынка.

Сценарий 4: Влияние на вторичный рынок

Перепроизводство новых автомобилей неизбежно повлияет и на вторичный рынок. Когда цены на новые машины падают, автовладельцы, решившие продать свои автомобили с пробегом, столкнутся с падением цен и на вторичном рынке. В результате многие будут вынуждены дольше держать свои машины, отложив покупку нового авто до лучших времен. Снижение стоимости автомобилей на вторичном рынке может также привести к увеличению спроса на б/у машины, что, в свою очередь, еще больше осложнит ситуацию для автопроизводителей, пытающихся избавиться от излишков новых автомобилей.

Сценарий 5: Рост спроса на каршеринг и аренду

Пока автопроизводители пытаются избавиться от перепроизводства, потребители могут пересмотреть свои взгляды на владение автомобилем. В условиях экономической неопределенности и снижения доходов всё больше людей будут обращаться к каршерингу, аренде и другим формам краткосрочного пользования автомобилями, вместо того чтобы покупать их. Это может привести к долгосрочному изменению потребительских привычек и уменьшению общего спроса на новые автомобили. В таком случае производителям придётся искать новые способы монетизации своих активов, возможно, через разработку собственных каршеринговых сервисов или платформ для аренды.

Итог

Перепроизводство автомобилей, которое когда-то казалось маловероятным, становится всё более реальной угрозой для автопроизводителей и потребителей. Если компании не найдут способов справиться с этим кризисом, мы можем стать свидетелями кардинальных изменений в автомобильной индустрии – от массового закрытия заводов до пересмотра самой концепции владения автомобилем.

Как вы думаете, что нас ждет дальше? Подписывайтесь на наш канал и делитесь своими мыслями в комментариях – вместе разберемся, что нам готовит будущее!

Genesis меняет курс и готовит гибриды. Узнайте, что это значит для будущего марки. Читать статью
Авто
5,66 млн интересуются