Найти тему
Интересные автомобили

Американское железо: Автомобили компании Vector

История компании Vector напоминает бурные события, происходившие в других известных автомобильных «стартапах» прошлого, таких как Tucker, Bricklin или DeLorean. Амбициозные идеи тонули в нехватке времени, денег, производственных проблемах, оставляя за собой водоворот финансового хаоса и рассерженных инвесторов.

Джеральд «Джерри» Вайгерт (возможно, Вигерт) изо всех сил пытался превратить Vector в преуспевающую компанию, но 80-е и 90-е годы были периодом финансовых потрясений и для Porsche, и для Lamborgnini, поэтому у скромной независимой компании с нескромными амбициями было мало шансов на успех. Тем не менее, некоторое количество диких автомобилей на дороги Джерри Вайгерт все-таки выпустил…

Молодой Джерри Вайгерт (справа) демонстрирует неизвестному сотруднику General Motors свою концепцию спортивного автомобиля
Молодой Джерри Вайгерт (справа) демонстрирует неизвестному сотруднику General Motors свою концепцию спортивного автомобиля

Джерри Вайгерт родился в «Городе моторов» Детройте, стажировался в техническом центре General Motors, а после окончания колледжа в Лос-Анжелесе участвовал в создании дизайнерской студии Toyota, персональных летательных аппаратов для фильма о Джеймсе Бонде «Никогда не говори никогда» и сосредоточился на автомобилях, в стремлении использовать передовые аэрокосмические технологии для создания полностью американского суперкара, способного затмить лучшие автомобили планеты. При чем здесь аэрокосмические технологии? Просто Вайгерт в детстве мечтал стать пилотом истребителей!

Поиск стиля
Поиск стиля
-3

Вдохновленные клиновидным стилем итальянского дизайнера Марчелло Гандини прототипы Джерри Вайгерта в начале 1970-х триумфально кочевали по автосалонам и к началу 1980-х полностью функциональный Vector W2, заставил автомобильных журналистов «заливать восторгом» страницы самых авторитетных изданий. Причем особо отмечалось, что автомобиль разработан и собран в США – Make America great again?!

Концепт-кар Vector W2 на выставке Los Angeles Auto Expo 1976 года.
Концепт-кар Vector W2 на выставке Los Angeles Auto Expo 1976 года.
Испытания на гоночной трассе Riverside International Raceway в 1980 году
Испытания на гоночной трассе Riverside International Raceway в 1980 году

Однако, до реальных поставок автомобилей клиентам было еще далеко: разработать суперкар одно, а наладить его производство – совершенного другое дело, требующее иных компетенций и огромное количество денег. В общем, 1980-е Вайгерт провел в поиске инвесторов, проехав на собственном Vector W2 более 200 000 километров! Бурная деятельность Вайгерта не всем нравилась, журналисты писали разоблачительные статьи, Вайгерт с ними судился, но продолжал двигаться вперед. Перезапустив компанию в конце 1980-х он разместил акции Vector Aeromotive Corporation на бирже, собрал более 15 000 000 долларов и в 1989 году наконец-то представил готовый для производства автомобиль Vector W8 Twin Turbo.

Vector W8 Twin Turbo 1991
Vector W8 Twin Turbo 1991
-7
-8

Под стремительным кузовом из карбона и кевлара скрывался 6-литровый алюминиевый V8, разработанный на базе двигателя Chevrolet с использованием гоночных компонентов от лучших американских производителей. Две турбины обеспечивали мощность от 625 до 730 лошадиных сил в зависимости от выбранного давления наддува. Скептики обратили внимание на древнюю автоматическую коробку передач Oldsmobile Toronado родом их 1960-х, но агрегат был серьезно переработан. В салоне выделялся матричный монохромный дисплей, усиливавший сходство автомобиля с истребителем. При этом, по уровню комфорта и наличию опций Vector превосходил европейские суперкары.

-9
-10
-11
-12

Интересно, что имея возможность «продуть» Vector в аэродинамической трубе, Джерри Вайгерт систематически избегал серьезных испытаний, в том числе и на динамометрических стендах независимых экспертов – боялся разочаровать публику. Максимальная скорость декларировалась на уровне 390 км/ч, хотя журналисты смогли разогнать Vector W8 только до скорости 350 км/ч, что тоже весьма достойно. Разгон до 100 км/ч составил 3,8 секунды.

-13
-14

Тем не менее, заказы начали поступать. Первые два Vector W8 отправились арабским шейхам, издательский магнат Малкольм Форбс прилетел на личном самолете, чтобы пообщаться с Вайгертом и оформить заказ, а самым известным владельцем W8 является знаменитый теннисист Андре Агасси, потребовавший вернуть потраченные деньги, когда уже после первой поездки его Vector W8 сломался. Автомобиль починили и продали другому клиенту, но репутация серьезно пострадала. При этом, продавая автомобили ценой в миллион долларов (в современном эквиваленте), компания Вайгерта ничего не зарабатывала и едва держалась на плаву.

Avtech WX-3 Prototype 1993
Avtech WX-3 Prototype 1993
-16
-17
-18
-19

Производство Vector W8 прекратилось на отметке в 17 экземпляров, когда предприятие Джерри Вайгерта вошло в состав концерна MegaTech, подконтрольного индонезийским инвесторам с темной репутацией. На новое поколение автомобилей возлагались большие надежды - к 1993 году были разработаны два прототипа Avtech AWX3 (купе) и AWX3R (родстер), оснащенные 7-литровыми V8 Twin Turbo впечатляющей мощности до 1200 лошадиных сил. Автомобили были представлены на Женевском автосалоне 1993 года, но в продажу так и не поступили. Финансовое положение Vector усугублялось, и партнеры вышвырнули Вайгерта из собственной компании.

Avtech WX-3R Roadster Prototype 1993
Avtech WX-3R Roadster Prototype 1993
-21
-22
-23
-24

В отсутствие основателя и главного движущего элемента компании был разработан новый автомобиль M12, представлявший собой... Lamborghini Diablo с другим кузовом. Это уже был совершенно не тот американский суперкар, который производил Джерри Вайгерт. И несмотря на неплохую агрегатную базу от именитого итальянского бренда и динамику в 4,8 секунды до «сотни» и 310 км/ч максимальной скорости, за пять лет производства удалось собрать только 17 автомобилей, включая прототипы. Для цены в 190 000 долларов, M12 был «сырой гаражной поделкой». Те-же журналисты, в начале 1980-х нахваливавшие W2, с большим энтузиазмом поливали M12 помоями.

Vector M12 1996
Vector M12 1996
-26
В салоне безошибочно узнаётся Diablo...
В салоне безошибочно узнаётся Diablo...
-28
-29

Интересно, что в 1999 году Джерри Вайгерту удалось вернуть контроль над компанией Vector и он начал новый грандиозный проект "333" – мощность 3000 лошадиных сил, скорость 300 миль в час (480 км/ч), цена 3 000 000 долларов. Но дальше прототипа дело не пошло, достаточного финансирования обеспечить не удалось.

Настоящие Vector остались там, в начале 90-х.

-30

Интересно, что все 4 Vector, предоставленные на фотографиях, в данный момент продаются аукционным домом RM Sotheby's. За прототипы рассчитывают выручить по 1,3 - 1,5 миллиона долларов, за фиолетовый W8 - от 800 тысяч до миллиона долларов, а за поделку из Lamborghini Diablo - 400 - 600 тысяч долларов. Найдется ценитель, который купит все?!

Сергей Клюшниченко

Фото RM Sotheby’s

Авто
5,66 млн интересуются