Здравствуйте, мне Вас посоветовала Нуриева Лариса Геннадьевна. Меня беспокоит, что мой ребенок (3 года 10 месяцев) при прогулке на площадке бегает за ребятами и повторяет всё за ними. Я пытаюсь увлечь его другой своей игрой, но это не всегда получается. Подскажите, пожалуйста, что-то нужно делать или это такой этап развития? Спасибо большое!
Уважаемые читатели, сегодня история одного консультирования, в помощь коллегам и родителям.
Выдвигаем рабочую версию
Поскольку ребенок был направлен от логопеда, прежде всего мы побеседовали с мамой, какую логопедическую помощь получает мальчик.
Оказалось, что по месту жительства мальчик занимается с логопедом больше года. Есть значительные успехи. Речь мальчика уже приближена к возрастной норме, хотя долгое время он не говорил. В настоящее время есть с грамматикой небольшие проблемы. Идет работа над пониманием речи, «не сразу схватывает, надо объяснять».
Этот фактор стал ключевым в выдвижении рабочей версии, что подражательность у ребенка не является чертой характера. Подражать любят дети ведомые, конформистского типа личности. У мальчика, скорее всего, подражательность проявляется как остаточное явление, появившееся в доречевой период.
Эта версия была подтверждена после просмотра видеофрагментов, присланных мамой.
У каждой современной мамы в телефоне есть видео с детской площадки, фрагменты игровой и бытовой деятельности ребенка дома.
Вместе с мамой мальчика мы увидели, что её ребёнок на самом деле, часто является инициатором диалога. Он выдвигает разные версии, строит предположения. Другие дети соглашаются с ним, подхватывают его инициативу. В играх ребенок часто сам решал, в каком направлении должна развиваться игра.
Истинно ведомые дети так не поступают. Они послушно принимают всё, что им предложит собеседник, не пытаются менять ход событий.
Версия о том, что подражательность могла появиться вследствие речевых проблем, подтвердилась. Мама получила информацию о том, что поскольку ребёнок не сразу овладел речью, ему легче было повторить за кем-то действие, чем организовать собственную деятельность.
Ещё Л.С. Выготский доказывал, что для принятия решений, развернутого процесса мышления необходима речь: «Мысль не облаченная в речь, не есть мысль».
Прежде чем что-то сделать, мы ведём внутренний диалог сами с собой, рассуждая как в какой последовательности и для чего мы это делаем. Дети с ТНР (тяжелым недоразвитие речи), не имея возможности оформлять речевое высказывание, не могут сформировать и внутренний диалог. Выход они находят в подражании за другими детьми.
Предлагаем поэтапный план работы
Первые этапы работы схожи с логопедической. Ведь чтобы ребенок действовал сам, а не по подражанию, нужно чтобы у него:
- во-первых, сформировалось понятие «можно действовать наоборот»,
- во-вторых, появилось понимание об огромном спектре возможных действий.
Без наращивания словаря антонимов-глаголов не обойтись.
1. С помощью обучающих карточек, начните вводить для ребёнка понятие «действие наоборот».
Играйте, используя маленькое поощрение. Например, мармеладного червячка, разрезанного на 6-7 частей. Сначала познакомьте ребёнка с 6-7 карточками (на этом этапе пищевой приз не нужен). Например, этот мальчик поднимается по лестнице, а этот НАОБОРОТ спускается, девочка села на стул, а мальчик, НАОБОРОТ встал со стула;
Карточки несложно заказать в интернет-магазине.
2. На втором этапе вы проговариваете действие первого героя карточки, а ребенок должен назвать действия второго героя. Например, Вы говорите: «Девочка разулась, а мальчик наоборот...». На этом этапе за правильный ответ и даётся маленький кусочек лакомства. Дальше побуждаете, чтобы сам ребёнок использовал слово «наоборот».
3. На третьем этапе мальчик по карточкам должен сам объяснить действие и первого и второго героя. Так же получая лакомство за верный ответ.
На том же третьем этапе начинайте обращать внимание ребёнка на то, как люди НАОБОРОТ поступают в жизни.
Например, стоите на автобусной остановке, обратите внимание мальчика на то, что кто-то стоит, а кто-то наоборот сидит, кто-то выходит из автобуса, а кто-то заходит. Сначала объясняйте сами, потом задавайте находящиеся вопросы, чтобы ребенок вам сам рассказывал, кто что делает.
А дальше, с помощью того же наблюдения, расширяйте понимание ребенка об огромном спектре возможных действий.
В следующий раз на остановке, зная, что ребенок уже хорошо использует антонимы-глаголы, обращайте его внимание, что «а кто-то вообще не ждет автобус, а просто проходит мимо по своим делам, возможной домой, в магазин, школу, еще куда-то». А еще по дороге едут не только автобусы, но и другой транспорт. У каждого СВОЯ цель, СВОЙ маршрут.
На этом этапе придется много говорить, втягивать ребенка в диалог. Но оно того стоит.
4. Когда вы увидите, что мальчик хорошо усвоил карточки, может объяснять действия окружающих людей (обычно на это уходит 2-4 месяца работы, но может пойти и быстрее, всё индивидуально), вводите игры «Делай наоборот» и «Ошибочное действие».
К игре «Делай наоборот» хорошо бы привлечь тех детей, за кем ребенок повторяет. Игра должна так же иметь маленький приз для того, кто меньше всех ошибался.
Например, победитель получает два мармеладных червячка, а остальные по одному.
Задача в этой игре, сделать наоборот: если ведущий сел, остальные встали, если похлопал, то играющие потопали, если закрыл глаза, остальные смотрят, а когда ведущий открывает глаза – зажмуриваются.
Сразу много действий в игру не вводите. На первых порах можно использовать вышеуказанные карточки. Когда игра хорошо освоена, пусть ребёнок тоже побудет ведущим.
На этом же этапе хорошо использовать игру для развития саморегуляции «Замри-отомри».
Игра «Ошибочное действие» более сложная, её лучше начать использовать после 4,5 лет. Ведущий предлагает делать следом за ним называемые действия. Но иногда «ошибается» – говорит одно, а делает другое. Задача игрока внимательно слушать и не ошибаться.
Например, ведущий просит закрывать ладошкой те части тела, которые он называет и показывает. Говорит «макушка» и кладет свою руку на свою макушку. Потом называет нос, шею, локоть, колено и на них же показывает. Но на втором этапе игры, он говорит «макушка», а сам ошибочно берётся за нос.
Важно хвалить ребёнка, когда он не ведётся на ошибки, а действует правильно.
Вариаций действий в этой игре множество. Можно на первых этапах использовать и те, что проигрывались в игре «Делай наоборот». Например, ведущий говорит сесть на корточки, а сам «ошибочно» встает.
5. К этому же времени, после 4,5 лет начинайте вводить в свой обиход такие вопросы к ребенку:
- Как думаешь, что будет, если…?
- Почему это случилось, как ты думаешь?
- Чем ты планируешь сейчас заняться? или О чем ты думаешь?
- Чему бы ты хотел научиться? /Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?
- Чего тебе не хватает?/ Что тебя радует?/Что тебя огорчает?
- Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?/Что сегодня случилось хорошего?
Важная рекомендация при проявлении подражания
Не отчаивайтесь и не ругайте ребенка, если подражательность какое-то время еще не уходит. Ведь оно долго служило ребенку добрую службу – помогало взаимодействовать с миром, а новые способы осваиваются медленно.
Если ребёнок будет чувствовать, что он на пути успеха, а не неудачи, то смелее будет проявлять себя в разных видах деятельности.
Продолжайте развивать инициативу и фантазию. Можно придумывать интересные истории про мальчика, который любил думать сам и придумывать что-то интересное. Начинаться такая история может так: «Однажды мальчик думал-думал и придумал...Что?». Принимайте на первых этапах любые развития сюжета, обогащайте их предложениями из своего опыта.
Истории можно иллюстрировать совместными рисунками.
Дорогие читатели, даю ссылку на канал выше упомянуто логопеда. Выражаю Нуриевой Ларисе Геннадьевне признательность за доверие:
Еще полезное для родителей: