Одних взрослых, даже не родственников, дети понимают и слушаются с полуслова. А других, знающих много умных воспитательных слов, дельных советов – игнорируют. Стараются отстраниться от общения с ними. Почему так?
Просто одни взрослые могут переключиться на уровень детского общения. А другие нет.
Переключится, в этом случае не значит начать сюсюкать и коверкать слова. Разговаривать как-то примитивно.
Такие взрослые просто понимают, в чем отличие коммуникативных основ детского общения от взрослого.
Открою один из секретов детской коммуникации. Овладеете им, ребенок будет воспринимать все, что вы ему говорите. И делать так, так вы ему советуете.
Но сначала маленький эксперимент, нужный для дела. Посмотрите и ответьте себе, что здесь нарисовано:
С вероятностью 99.9% вы ответили «Одежда». Ребенок младшего и среднего дошкольного возраста сначала перечислит: майка, шорты, рубашка и т.д. А уже затем назовет это одним словом.
Наш взрослый мозг обобщает огромное количество информации: образы и события. Из-за этого мы выстраиваем систему коммуникации непонятную ребенку.
Например, там где ребенок видит большие и маленькие домики, взрослый видит улицу.
Примеры:
1. Играющий в песочнице мальчик, орудует совком все энергичнее. Песок уже взлетает выше головы. Ребенку весело от этого песочного салюта, он начинает нарочно подкидывать горсти песка вверх, раскидывать его в разные стороны. В маленькой песочнице рядом играет еще девочка.
С позиции взрослого общения, мамы обычно говорят:
–Не балуйся!
Но для ребенка эти слова лишь сигнал: он делает что-то «не то». А что именно не то. Почему «не то». В чем опасность этого «не того». Замечание взрослого не останавливает, а создает почву для детского любопытства. Он не прекращает разбрасывать песок, желая подсознательно узнать, чем это может закончиться.
Тот взрослый, который не позволит своему мозгу выдать обобщающую информацию, скажет:
–Не подкидывай и не разбрасывай песок. Ты обсыпаешь себя и Машу. Так песок легко попадет в глаза, будет очень больно. Мы лучше потом салют из бумажек сделаем.
2. Ребенок «заигрывается» с котом, начинает тянуть его за хвост.
Обычно взрослые говорят: «Не делай так» или «Не тяни».
Но лучше помочь ребенку «увидеть» последствия этого поступка:
– Смотри, когда кота тянут за хвост, ему больно. Это как человека тянут за волосы. Он не будет дружить с тем, кто его мучает. Будет убегать. Если не хочешь, чтобы кот убежал, нужно показать, что ты с ним дружишь.
Итак, секрет в том, чтобы не обобщать, а наоборот, детализировать, словно расскладывать все по полочкам.
Длительные нотации детям не нужны. Одного развернутого объяснения всегда достаточно.
Наш мозг очень сопротивляется такой детализации. Ему приходится напрягаться, думать, выдавать больше слов. Но оно того стоит. Навык не обобщать, а детализировать при общении с детьми формируется постепенно. Но зато на всю жизнь.
Сразу общаться по-новому не получится. Это как победы в спорте. Результаты только у тех, кто не сдается и тренируется.
Ваш Психолог из детсада.
Такие заметки собраны для вас на канале в отдельном списке: #консультации психолога из детсада
Буду рада новым подписчикам. Всем, кому интересна детская и семейная психология.