Найти в Дзене
Психолог из детсада

Хотите, чтобы малыш слушал ваши указания и советы. Отключайте ваш мозг от обобщения информации

Одних взрослых, даже не родственников, дети понимают и слушаются с полуслова. А других, знающих много умных воспитательных слов, дельных советов – игнорируют. Стараются отстраниться от общения с ними. Почему так?

Просто одни взрослые могут переключиться на уровень детского общения. А другие нет.

Переключится, в этом случае не значит начать сюсюкать и коверкать слова. Разговаривать как-то примитивно.

Такие взрослые просто понимают, в чем отличие коммуникативных основ детского общения от взрослого.

Открою один из секретов детской коммуникации. Овладеете им, ребенок будет воспринимать все, что вы ему говорите. И делать так, так вы ему советуете.

Но сначала маленький эксперимент, нужный для дела. Посмотрите и ответьте себе, что здесь нарисовано:

Фото автора канала
Фото автора канала

С вероятностью 99.9% вы ответили «Одежда». Ребенок младшего и среднего дошкольного возраста сначала перечислит: майка, шорты, рубашка и т.д. А уже затем назовет это одним словом.

Наш взрослый мозг обобщает огромное количество информации: образы и события. Из-за этого мы выстраиваем систему коммуникации непонятную ребенку.

Например, там где ребенок видит большие и маленькие домики, взрослый видит улицу.

Примеры:

1. Играющий в песочнице мальчик, орудует совком все энергичнее. Песок уже взлетает выше головы. Ребенку весело от этого песочного салюта, он начинает нарочно подкидывать горсти песка вверх, раскидывать его в разные стороны. В маленькой песочнице рядом играет еще девочка.

С позиции взрослого общения, мамы обычно говорят:

–Не балуйся!

Но для ребенка эти слова лишь сигнал: он делает что-то «не то». А что именно не то. Почему «не то». В чем опасность этого «не того». Замечание взрослого не останавливает, а создает почву для детского любопытства. Он не прекращает разбрасывать песок, желая подсознательно узнать, чем это может закончиться.

Тот взрослый, который не позволит своему мозгу выдать обобщающую информацию, скажет:

–Не подкидывай и не разбрасывай песок. Ты обсыпаешь себя и Машу. Так песок легко попадет в глаза, будет очень больно. Мы лучше потом салют из бумажек сделаем.

2. Ребенок «заигрывается» с котом, начинает тянуть его за хвост.

Обычно взрослые говорят: «Не делай так» или «Не тяни».

Но лучше помочь ребенку «увидеть» последствия этого поступка:

– Смотри, когда кота тянут за хвост, ему больно. Это как человека тянут за волосы. Он не будет дружить с тем, кто его мучает. Будет убегать. Если не хочешь, чтобы кот убежал, нужно показать, что ты с ним дружишь.

Итак, секрет в том, чтобы не обобщать, а наоборот, детализировать, словно расскладывать все по полочкам.

Длительные нотации детям не нужны. Одного развернутого объяснения всегда достаточно.

Для усиления эффекта от общения  можно использовать образы, игровые приемы. Взять и позвонить малышу, чтобы сообщить что-то важное
Для усиления эффекта от общения можно использовать образы, игровые приемы. Взять и позвонить малышу, чтобы сообщить что-то важное

Наш мозг очень сопротивляется такой детализации. Ему приходится напрягаться, думать, выдавать больше слов. Но оно того стоит. Навык не обобщать, а детализировать при общении с детьми формируется постепенно. Но зато на всю жизнь.

Сразу общаться по-новому не получится. Это как победы в спорте. Результаты только у тех, кто не сдается и тренируется.

Ваш Психолог из детсада.

Такие заметки собраны для вас на канале в отдельном списке: #консультации психолога из детсада

Буду рада новым подписчикам. Всем, кому интересна детская и семейная психология.