В этот раз начну немного издалека. Вам названием "Сосна" кроме дерева о чем-нибудь говорит? А вот многим жителям Иркутска (целому району на левом берегу Ангары) говорит очень о многом. Ведь именно так в простонародье называлась Сосновская экспедиция - богатейшее предприятие в советские годы, которое занималась геологоразведочными работами по всей Сибири, Дальнему Востоку и даже за рубежом. Когда-то в 90-е годы на одном из подразделений "Сосны" я проходил практику. Главное садоводство нашего куста тоже было организовано этой организацией. Называется оно "Изумруд". Многие сегодня уже и не помнят, что всё начиналось с "Сосны". В начале 90-х наш автобус № 138 не мог вместить всех желающих уехать с дачи в город. И вот тогда очень выручал именно сосновский автобус, который ходил в "Изумруд", но брал всех желающих.
Вы спросите, а почему я вспомнил про "Сосну" в статье про Краснокаменск?! Да потому что именно геологи Сосновской экспедиции в 1963 году в приаргунской степи нашли месторождение Урана. Кстати, "Сосна" не пережила кризиса эпохи перехода к рынку и сегодня является подразделением УранГЕО, кажется. Занимает оно всё то же большое серое здание на Гоголя, 53.
В общем, неподалеку от современного Краснокаменска нашли месторождение урана. Возникло поселение, которое назвали в честь местной горы (камня), который на закате принимал красноватые оттенки. Есть версия, что и к горе название никакого отношения не имеет, а просто у дороги лежал камень, который на закате становился красным.
В те годы освоение стратегически важных месторождений велось не просто быстро, а очень быстро. Уже к началу 70-х гг. здесь проживало 14 тыс. чел. За следующее десятилетие население города увеличилось в 4 раза! Ну а к 1987 году оно вообще достигло 70 тыс. чел. И уже в 1970 году сюда проложили железную дорогу и открыли станцию, чтобы наладить связь, прежде всего, со столицей региона -Читой. Ведь Краснокаменск был вторым по величине городом области. Кстати, кроме урана здесь стали добывать еще и уголь. Причем относительно недалеко от вокзала возник огромный отвал от местного разреза. Но больше всего споров вызывает, конечно, радиоактивный фон. Считается, что местные жители постоянно подвергаются облучению. У нас были родственники (не кровные) с Краснокаменска. По женской линии почти никто не дожил до 60 лет. Вроде как ученые говорят, что всё в пределах норм, но слава достаточно дурная у этих мест. Но что делать, если необходимо разрабатывать одно из крупнейших в мире месторождений природного урана.
В общем, решили здесь организовать железнодорожное сообщение почти сразу. Однако никак не могли выбрать основное направление: то ли Приаргунск, то ли Краснокаменск, то ли вообще Забайкальск. В итоге, практически всегда ходил общий поезд, в котором были вагоны и до Приаргунска, и до Краснокаменска. Расцепляли их в основном на станции Урулюнгуй - так речка называется в этих краях. А дальше оба следовали своей дорогой. Но вагонам, которые следовали до Краснокаменска, оставалось преодолеть всего-то около 15 км. В начале 80-х годов на это уходило около получаса. К 2024 году время удалось сократить до 19 минут. Но вот что поразительно - вагоны из Краснокаменска до станции Урулюнгуй формируют сегодня отдельный поезд с собственным номером - № 681/682 Краснокаменск - Урулюнгуй. Время в пути 19 минут:
Далее эти вагоны соединят с приаргунскими, и уже вместе они последуют в Читу.
В пути поезд более полусуток. Основную часть его маршрута от Борзи мы уже вспоминали. Любителям забайкальских пейзажей маршрут должен быть по душе. Но в целом достаточно однообразно, хотя в пути встретятся и степи, и перевалы.
Общее время в пути до Читы в настоящее время 13 часов 7 минут. Из которых 1,5 часа приходится на остановку в Урулюнгуе и Борзе.
Ну а мы давайте все-таки еще раз полюбуемся на пейзажи Забайкалья. Причем на юге они там больше напоминают что-тио среднеазиатское. Вот, например, окрестности станции Урулюнгуй:
А вот это дорога недалеко от села Маргуцек, что тоже еще в Краснокаменском районе:
А вот просто окрестности села:
А вот уже и станция Харанор, откуда уходит ответвление на Забайкальск и далее в Китай.
А дальше уже маршрут нами был рассмотрен вот в этих статьях:
Так что не будем повторяться. Кстати, сейчас в Краснокаменске осталось уже гораздо меньше 70 тыс. чел. население. Среди уехавших было несколько известных современной молодежи людей, фамилии которых на слуху. Например, уроженкой Краснокаменска является Виктория Боня. От молодежи точно фамилию слышал. И как-то из этого города вышло приличное количество футболистов. Я знаю только вратаря Андрея Синицына. За "Краснодар" он, кажется играл.
Спасибо, что читаете! До встречи на канале!