Найти в Дзене
Семь вёрст не крюк

Вражеская скульптура "Оленя" в саду Блонье Смоленска

Не достойна государственной охраны скульптура, созданная великим художником по заказу немецкого кайзера, подаренная в 1945 году воинами-гвардейцами детям почти полностью разрушенного города.

Эта история началась в 1909 году, когда в Роминтенской пуще (нынешняя Калининградская область) немецкий кайзер Вильгельм II подстрелил великолепного оленя и решил запечатлеть охотничий трофей в бронзе.

Данная работа поручается одному из лучших художников-анималистов (зверушек рисуют) Рухарду Фризе, с которой он замечательно справляется. И в 1911 году, поездив по выставкам, скульптура "Оленя", обошедшаяся кайзеру в 25 тысяч золотых марок, была установлена у Охотничьего королевского замка Вильгельма II, спроектированного и построенного архитекторами из Осло Свере и Мунте в стиле норвежского блокхауса.

В 1936 году замок вместе с "Оленем" перешёл в пользование другого любителя охоты, Германа Геринга. Владел он им правда недолго. Ну а в 1945 году в Смоленск, как гласит народная молва, прибыл таинственный ящик с надписью «Подарок из Восточной Пруссии детям Смоленска от гвардейцев N-ского корпуса», в котором и находился фризовский "Олень". Документального подтверждения и однозначного мнения кто отправил и кто доставил "Оленя" в Смоленск нет.

Смоленск. сад Блонье 50-е года XX века, фотография с сайта pastvu.com
Смоленск. сад Блонье 50-е года XX века, фотография с сайта pastvu.com

В 1994 году в областной газете Н.Ф. Филимонова рассказала, что это её дядя, капитан Александр Игнатьевич Филимонов, уроженец Смоленска, в то время начальник трофейного отдела 11-ой гвардейской армии, занявшей осенью 1944 года места где располагалась дача Геринга, отправил в адрес Смоленского обкома КПСС бронзовую скульптуру оленя.

-4

Ещё позднее нынешняя глава городского округа подмосковной Истры Татьяна Витушева рассказала семейное предание, что именно её дед, служивший на железной дороге, по просьбе бойцов-гвардейцев, доставил подарок в Смоленск не смотря на все риски. Скульптура отправлялась без всякого документального оформления.

Как бы то ни было, но с тех пор скульптура "Оленя" украшает сад Блонье в центре Смоленска. Она стала одним из символов города, являясь любимой и привычной достопримечательностью как жителей, так и гостей города, детей и взрослых.

фотография с сайта pastvu.com
фотография с сайта pastvu.com

Вы извините нас, за столь пространное вступление, всё что мы рассказали хорошо известно и легко доступно. Но нам хотелось показать, что у этой скульптуры есть история. Это и кайзер, и знаменитый художник, и бойцы нашей армии, которые в "четырёх шагах от смерти" хотели порадовать маленьких жителей Смоленска. И история эта должна охраняться, охраняться государством. Ведь несмотря на "любовь" скульптура не раз получала повреждения. Не говоря уже о том, что 200-килограмовые рога оленя 4 раза спиливали и сдавали в цветмет.

фотография с сайта pastvu.com
фотография с сайта pastvu.com

Вот и обратились общественники в администрацию города для признания скульптуры объектом культурного наследия. Обратились и получили ответ СОГБУК "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" за подписью директора Виталия Казепина о том, что "Олень" не достоин этого статуса, ибо "создан во вражеской стране".

Цитата: «по истории ее создания [скульптура] является охотничьим трофеем, переданным после Великой Отечественной войны в г. Смоленск, что не подтверждает ее историко-культурную ценность. Включение данного объекта в реестр культурного наследия нецелесообразно, так как увековечивание скульптуры, созданной во враждебной стране, уничтожившей часть исторических памятников России, будет несправедливым по отношению к другим объектам».
-7

Вы извините нас смоляне, но с учётом подобных "охранителей", мы рады, что Эрмитаж находится не у вас в городе. Ведь в нём скопилось так много из враждебных государств. Вот только некоторое вражьи объекты: Камея "Гонзага", подарок жены Наполеона Бонапарта, разорителя России; Картина "Мадонна Литта" кисти итальянца Леонардо да Винчи, не говоря уже про "всяких" иных итальянцев "Рафаэлей", "Джорджоне", "Тицианов", "Караваджо"; Картина "Святой Лука, рисующий Мадонну" кисти нидерландца Рогира ван дер Вейдена; единственная скульптура Микеланджело в России "Скорчившийся мальчик"; Картина "Завтрак" испанца Диего Веласкеса; Картина "Персей освобождает Андромеду" фламандца Рубенса; Часы «Павлин» англичанина Джеймса Кокса; "мазня" всяких французов Матисса, Писсарро, Моне; ну про немцев Дюрера, Менгса, Паудисса и говорить нечего.

-8

"Забавно", что могила в центре Выборга шюцкоровцев и финских солдат, воевавших с нами это "объект культурного наследия", а скульптура "Оленя" произведение "враждебной страны". Люди! Человеки! Дальше что?!

-9

Не знаем, кто и что думает. Но мы уверены, скульптура "Олень" должна охраняться государством, но без всякого "забора" вокруг. Что бы дети как и прежде могли играть возле неё. А на табличке, кроме имени автора, должна быть надпись «Подарок из Восточной Пруссии детям Смоленска от гвардейцев N-ского корпуса».

И ещё, как говорится "не проходите мимо":

Этот материал о Джонсе, ниже прямая ссылка (кликаете и переходите) с маленькой картинкой, ограничен Дзен как откровенный контент, из-за упоминания о непотребствах творимых с маленькой девочкой. Получается ставить памятники подобным личностям можно, а вот рассказывать об этом нельзя.
Джон Пол Джонс, основатель флота США и педофил. Зачем ему памятник в Санкт-Петербурге
Семь вёрст не крюк29 октября 2023

Может быть вам покажутся интересными наши материалы. Так же, кликаете и переходите.

Лайки и подписка не обязательны, но приветствуются)))