Найти тему
ИндияСвами

Колесо Брахмы и Калачакра: одно и то же?

Оглавление

В этой статье автор рассказывает о символике Брахма-чакры или Колеса Жизни и Смерти (Брахмана как Калы), описанного в Шветашватара-упанишаде.

В индуизме, как и в буддизме есть понятие Калачакры - колеса Жизни и Смерти.
В индуизме, как и в буддизме есть понятие Калачакры - колеса Жизни и Смерти.

Для начала нужно сказать о самой Шветашватара Упанишаде. Она принадлежит к разделу Тайттирия Яджурведы - одной из древнейших Упанишад, которая в своем подходе в вопросу Бога больше склоняется к недуалистическим школам шиваизма.

Она описывает всё проявленное творение как населенное божественной силой Бога (деватма-шакти), которого она отождествляет с Рудрой или Господом Шивой. А Шакти (Природа или Пракрити, женское начало), описанная в Упанишаде, не является независимой от Брахмана, а является Его аспектом.

Брахма-чакра, Колесо Жизни или Творения

Колесо творения, или колесо Брахмы (чакра), описано в четвертом стихе первой главы Упанишад:

«Мы знаем Его с одной ступицей, тремя отделениями, шестнадцатью концами, шестнадцатью опорами (спицами), шестью наборами по восемь в каждом, чья одна петля имеет бесчисленные формы, чьи пути различаются как три и чье заблуждение возникает из двух причин».

Стих представляет творение как движущееся колесо (чакра), как проявление или проекцию Господа Шивы. В макрокосме он представляет Пурушу, Космическое Существо, которое упоминается в Ведах как комбинация Космической Души (Ишвары) и Космического Тела (материальной вселенной). В микрокосме он представляет каждую воплощенную душу или живое существо (дживу).

Творение описывается как движущееся колесо (чакра), как проявление или проекцию Господа Шивы.
Творение описывается как движущееся колесо (чакра), как проявление или проекцию Господа Шивы.

Колесо Жизни – это также Колесо Смерти (Калачакра)

Колесо жизни (Калачакра) или колесо Дхармы, которое широко известно в буддизме, по-видимому, берет свое начало в концепции схожего рода, встречающейся в древних писаниях индуизма, например, в Колесе Творения или Брахма-чакре, встречающейся в Шветашватара-упанишаде.

Господь Шива, Верховный Брахман, является владельцем этого колеса. Действуя как его ступица, он проецирует вселенную вокруг себя. Поскольку он стоит в центре всего, что он проявляет, в некоторых Упанишадах его также сравнивают с пауком, а творение — с паутиной. Паук — символ Смерти. Господь Шива как разрушитель мира также является олицетворением Смерти (Кала) в мире смертных.

В некоторых Упанишадах Шиву сравнивают с пауком, а творение — с паутиной.
В некоторых Упанишадах Шиву сравнивают с пауком, а творение — с паутиной.

Как материальная и действенная причина, Господь Шива как Брахман производит все Свое проявление через свою Силу или Шакти, используя ее части или таттвы как строительные блоки. Он вращает колесо творения, как Время или Владыка Смерти (Кала). Следовательно, Колесо Жизни также является Колесом Смерти (Кала Чакра).

Каждое живое существо в смертном мире вращается в цикле творения, продолжения и разрушения. Они продолжают свое обманчивое существование, связанные тройными узами (пасас) эгоизма (анава), действий (карма) и заблуждения (моха), веря, что они отличны и отделены от остального творения. Только когда они находят ось в себе, они достигают стабильности и свободы от вращающихся частей Колеса Шивы. Эти принципы более подробно разъясняются различными школами шиваизма.

Буддийское Колесо жизни. Изображение: Sukhasiddhi.org
Буддийское Колесо жизни. Изображение: Sukhasiddhi.org

Из вышесказанного очевидно, что идея Калачакры свойственна не только буддизму. Она имеет очень близкую параллель в индуизме, особенно в Упанишадах.

Однако мы не знаем, заимствовал ли буддизм эту концепцию из индуизма или оба заимствовали ее из другой древней школы. Буддизм не признает Бога-творца или какой-либо конечный источник творения или какого-либо владельца колеса. Однако он верит в неизбежность смерти и разрушения и необходимость избегать их.

Символизм Колеса Брахмана

Опишем ниже символику Колеса Брахмы, как указано в Шветашватара Упанишаде (1.4):

Эка неми

Ekanemi означает один центр. Ишвара, один, является центром творения. Он является источником и опорой всего. Колесо творения движется по его воле. Из центра, который един и неделим, все творение проецируется во всех направлениях как колесо.

Травртам

Travrtam означает тройные оболочки или ярусы. Они относятся к трем гуннам (качествам) Природы, а именно, саттве, раджасу и тамасу (благости, страсти и невежеству). Они простираются во все творение и придают ему движение, качества и склонности. Они также представляют тройные проявления Ишвары, а именно, Брахму, Вишну и Шиву.

Содасантам

Sodasantam означает 16 таттв Природы, которые известны как цели или следствия (vikriti), в отличие от восьми других таттв, которые считаются причинами (prakriti). Это пять органов чувств, пять органов действия, пять тонких чувств и ум. Восемь причин — это дух (mahat), интеллект (buddhi), эго (aham) и пять элементов (mahabhutas).

Читайте также:

Сатадхарам

Сатадхарам относится к пятидесяти спицам колеса или пятидесяти опорам смертного мира. Это силы, которые обеспечивают поступательное движение колеса Сансары, или цикла рождений и смертей, и тем самым держат существа в рабстве и заблуждении, перечислены ниже. Пятьдесят опор перечислены ниже.

  • Пять випарьяй, а именно невежество (тамас), желание (моха), отвращение (махамоха), гнев (тамисра) и страх смерти (андхатамисра).
  • 28 слабостей или ашакти
  • Девять противоположностей счастья (тушти)
  • Восемь противоположностей совершенств или сверхъестественных сил (сиддхи)
Шива как Брахман производит все Свое проявление через свою Силу или Шакти
Шива как Брахман производит все Свое проявление через свою Силу или Шакти

Пратьярабхих

Это 20 контропор Колеса. Согласно распространенному мнению, они представляют пять органов чувств, пять органов действия и их объекты. Они представляют объективность, которую мы ощущаем в нашем отношении к внешнему миру, и увековечивают иллюзию и чувство двойственности, которые мы ощущаем в нашей жизни.

Аштакаих саббих

Это означает шесть состовляющих по восемь. Они указаны ниже.

  1. Пракрити с ее восемью принципами грубых элементов, ума, буддхи и чувства эго
  2. Восемь типов минералов (дхату), обнаруженных в организме
  3. Восемь видов богатства или изобилия (айшварья)
  4. Восемь типов чувств или состояний ума (бхава),
  5. Восемь типов богов (дэвов)
  6. Восемь качеств личности (атма гуна)

Вишварупа эка пашама

Шива также держит петлю, пашу, которой он связывает существ с миром смертных. Петля одна, но имеет многочисленные формы. Символически она представляет желание или каму, которая по-разному проявляется в существах как желание мирских владений, имени, славы, долголетия, детей, сексуальной страсти и т. д. Она отвечает за карму, рабство и привязанность индивидуальных душ, которые также известны как вишварупы (души с формами).

В одной из рук Шива держит петлю, пашу, которой он связывает существ с миром смертных. Фото: lotussculpture.com
В одной из рук Шива держит петлю, пашу, которой он связывает существ с миром смертных. Фото: lotussculpture.com

Тримарга бхедам

Это относится к трем расходящимся путям, по которым существа следуют в смертном мире ради спасения, а именно:

  1. путь знания (джнянамарг),
  2. путь преданности (бхактимарг),
  3. путь действия (кармамарг).

Согласно другой интерпретации, это путь праведности (дхарма), путь неправедности (адхарма) и путь мудрости (джняна).

Моха

Moha означает заблуждение, которое возникает как из хороших, так и из плохих поступков, а также из действий и бездействия. В конечном счете все действия являются обязательными, если только они не совершаются без желания и как подношение Богу, что нелегко осуществить.

Согласно другой интерпретации, которую можно найти в Иша Упанишаде, заблуждение может возникнуть как из знания, так и из невежества. Таким образом, две причины, упомянутые здесь, могут быть любыми из этих.

Мир как река

Последующий стих (1.5) говорит о феноменальном мире (Сансаре) или Дживе (воплощенной душе) как о реке из пяти потоков (панча сротомбум), текущей из пяти ужасающих и кривых источников, чьи жизненные дыхания - пять, кто находится у корня пяти восприятий, пяти водоворотов, пяти болей, которые делятся на пять ветвей по пятьдесят каждая.

Пять потоков - это восприятия, текущие из пяти органов чувств, пять жизненных дыханий - это пять типов праны, которая течет в теле, пять водоворотов - это пять типов ментальных недугов (упомянутых в Йога-сутрах), которые вызваны невежеством, желанием и т. д.

Автор: Джаярам В.

Читайте также:

Наш Телеграм:

Индия Свами