Выражение «козел отпущения» обозначает человека, на которого сваливают чужую вину. Откуда оно взялось, и почему козел?
В Библии (книга «Левит») упоминается обряд, который проводился в день покаяния и отпущения грехов (Йом Кипур). По преданию, накануне этого праздника иудеи выбирали двух козлов, максимально похожих друг на друга по внешнему виду и одинаковых по денежной стоимости. Священнослужитель по жребию определял их судьбу, после чего одного козла приносили в жертву богу. А на другого символически возлагались все грехи народа, после чего козла прогоняли в пустыню, чтобы он был там один. То есть, козел забирал все грехи народа за год. Проведя этот ритуал, люди чувствовали очищение и облегчение: ведь все их грехи забрал козел, ушедший далеко в пустыню.
Когда-то давно мне встретилась старая легенда о том, как первосвященнику перед праздником по обычаю привели двух козлов. Когда козел, предназначенный для заклания, узнал о своей участи, он заплакал. А первосвященник объяснил ему, что он счастливее того, другого козла, который будет отвергнут и изгнан всеми, унося с собой бремя всех грехов народа.
Обычай с козлами давно остался в прошлом, но выражение «козел отпущения» живет. Так называют человека, которого обвинили, подставили вместо кого-то другого, и который «отдувается» за чужую вину. А может, «козел отпущения в коллективе подвергается буллингу со стороны начальника. Кто-то из подчиненных может с подачи начальника начать нападать на этого человека. А другой может не участвовать, но держаться в стороне, делать вид, что ничего не замечает, ничего не происходит.
Или в группе людей, коллективе, один из сотрудников подвергается моббингу, оказавшись там для всех «плохим». Если спросить людей, почему они так поступают, они найдут объяснения, расскажут вам (возможно, искренне) о том, что этот человек действительно невыносимый. При этом оказавшийся «козлом отпущения» на самом деле не виноват. Или виноват не больше других, или его промахи не так велики, чтобы этого человека продолжали без конца осуждать или наказывать.
Преследователями движет мощный групповой процесс. В этом процессе они воодушевляются, чувствуя себя хорошими по сравнению с ним, плохим. Едиными по сравнению с ним, одиноким. Свидетелям может быть очень некомфортно, и они уходят в глухую защиту. Если «козел отпущения» обратится к кому-то из них, они, вероятно, не помогут. Может, посоветуют не принимать все так близко к сердцу. Как козел отпущения в старинном обычае, этот человек оказывается нагруженным грехами, которых не совершал, и всеми отвергнутым. Все это может произойти и среди соседей, и иногда даже в компании приятелей после конфликта. И - что особенно печально - в семье.
Конечно, группа с «козлом отпущения» может быть не только взрослой, но и детской. И в семье ребенок тоже может стать козлом отпущения. Кстати, семейным козлом отпущения чаще всего бывает именно один из детей.
Многие из тех, кто становится козлом отпущения во взрослой жизни, впервые в своей жизни были в этой роли в своей родительской семье. Эта печальная история может повторяться позже во взрослой жизни.
Некоторые люди, выросшие в подобных условиях, понимают, какую роль играли в своей семье. Но многие другие об этом не догадываются и, вспоминая о своем детстве, говорят то, что им с детства говорили: «Я была очень плохим ребенком. Родители со мной намучились». Можно представить, с какой самооценкой юные козлы отпущения выходят во взрослую жизнь…
В общем, тема козла отпущения очень объемна. И, конечно, требует продолжения. Далее буду писать о том, как появляется козел отпущения в семье.
Автор: Литвинова Татьяна Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru