Японская «культура пития» представляет собой необычное сочетание правил и традиций. Изучение этого позволяет лучше понять особенности японского общества, связанные с употреблением алкоголя.
Пожалуй, стоит начать с того, что в Японии, по подсчёту на душу населения, пьют гораздо больше, чем в России (но имидж «пьющей нации» почему-то достался именно нам).
Алкоголь в «Стране восходящего солнца» продаётся практически везде. Ограничений по распитию спиртных напитков в общественных местах нет. При желании, японцы могут выпивать, где им заблагорассудится — в парке, вагоне метро, на пляже, на улице.
Выпивка продаётся даже в автоматах, где её может приобрести каждый желающий, независимо от возраста (поэтому японские подростки уже в средних классах школы имеют опыт употребления спиртного). Законов, строго ограничивающих произведение и реализацию алкоголя, на территории Японии никогда не принималось.
Более того, знаменитая рисовая водка сакэ является неотъемлемым атрибутом местных религиозных течений, и в некоторых буддийских сектах её со вкусом и удовольствием пьют. Есть даже национальный праздник — День сакэ, который отмечается 1 октября. В эту дату каждый уважающий себя японец обязательно пропустит парочку-другую сакадзуки (рюмки для сакэ) «огненной влаги». Во многих «питейных заведениях» страны цену на этот напиток существенно снижают, чтобы каждый человек мог себе позволить «праздник».
Одним из ключевых аспектов японской алкогольной культуры является то, что употребление спиртного тесно связано с социальными взаимодействиями и общением. Тосты и пожелания за столом играют важную роль в создании атмосферы и поддержании дружеских отношений между участниками застолья.
В Японии достаточно распространено такое явление, как посещение баров с коллегами по работе, после окончания рабочего дня. Причём к такому виду досуга японцы относятся настолько серьёзно, что у некоторых компаний это входит в перечень рабочих обязанностей при приёме сотрудника на работу. Фантастическая работоспособность японцев известна всем. А как известно, сильное напряжение требует не меньшего расслабления. Инициатором походов в бар выступает, как правило, начальство, в добровольно-принудительном порядке.
У этого действия даже есть название — «энкай», «номикай». Новичкам в коллективе разъясняют — чтобы атмосфера в коллективе была хорошей, надо всем вместе выпивать. При этом всем «участникам мероприятия», напившись, допускается вести себя, как угодно. Можно хоть «в неглиже» бегать, или грязно директора оскорблять — на дальнейшей работе в компании это никак не отразится.
Вызывают интерес и некоторые правила, касающиеся непосредственно употребления алкоголя:
- У японцев есть особое понятие — «Кампай!», что, в дословном переводе означает «В чашке сухо». Если вы не хотите напиться «в хлам» в компании японцев, оставляйте немного спиртного на дне рюмки или стакана. Пустая «посуда» воспринимается, как сигнал «Наливай!».
- Самому себе наливать в Японии не принято. Обычно это делает младший по возрасту или по чину член компании.
- Одним баром «весёлый коллектив» не ограничивается, за вечер «заведений» посещается несколько. Это стало уже своего рода видом спорта — «хасиго-дзакэ».
Несмотря на высокий технолого-экономический уровень развития страны, культура употребления алкоголя в Японии оставляет желать лучшего — доступность спиртного для несовершеннолетних, «узаконенное» корпоративное пьянство. Возможно, это и является одной из косвенных причин того, что Япония на сегодня (среди стран «большой восьмёрки») является лидером по росту бытового насилия и количеству самоубийств.