Найти тему
Толкачев. Истории

В 17 веке художник написал натюрморт «Цветы в вазе» и упрятал в нем душу грешника

Оглавление
Ян Давидс де Хем. 17 век
Ян Давидс де Хем. 17 век

Ян Давидс де Хем в свое время получал высокие гонорары за портреты правителей Нидерландов, но остался в истории искусства как автор натюрмортов на тему бренности бытия.

Букеты в вазах, вино в бокалах, порхающие бабочки и мотыльки; наполненные сладкими соками европейские и тропические фрукты; морские существа: омары и устрицы; да еще богатый атлас, свисающий над чудесами земными. Но мирские радости таят в себе многие, многие смыслы мира другого, недоступного нашему пониманию.

Вот и «Цветы в вазе» тоже о бренности земной жизни. Розы завянут, а тюльпаны, ирисы и маки осыпятся. Как недолговечна красота. Как быстротечно время. И мечется душа, "покой ей только снится". А если это душа грешника, где она? Как попала сюда?

История живописи показала: борьба за человеческую душу ведется всегда

Художники искали, как это показать...

1.Ангелы спасают души утопленников

Ангел спасает душу погибшего в кораблекрушении. Неизвестный художник. 19 век
Ангел спасает душу погибшего в кораблекрушении. Неизвестный художник. 19 век

Печальная сцена. Автор скрыл свое имя, хотя мог указать его в углу картины. Может что-то случилось в его жизни, и для него тема несла личное значение.

2.Души взывают к спасению

Константин Маковский Харон перевозит души умерших через реку Стикс. 1861
Константин Маковский Харон перевозит души умерших через реку Стикс. 1861

Тургенев писал свои догадки о душе...

"В этом бурчиле запрошлым летом Акима-лесника утопили воры, - заметил Павлуша, - так может быть его душа жалобится. Иван Тургенев "Бежин луг"

3.Души блуждают

Николай Рерих. Благословенная душа
Николай Рерих. Благословенная душа
Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее. (М. Цицерон).

4.Души становятся неоспоримой ценностью в борьбе ангелов со злыми духами

Алексей Тыранов. Ангел, попирающий злого духа в борьбе за душу. 1850-е
Алексей Тыранов. Ангел, попирающий злого духа в борьбе за душу. 1850-е

Марк Аврелий в уединении предавался запискам «Размышления» и «К самому себе» и сделал вывод, что душа неустойчива из-за бренности тела.

Душа неустойчива, ее надо беречь от греха, иначе...

Теперь вернемся к картине «Цветы в вазе» Яна Давидса де Хема.

Видите, выползла улитка, – мелкая и склизкая, – черный неприятный блеск выделяет ее на фоне роскоши цветов, – мерзкая, как с того света.

Пытается гармонировать с цветами, но слишком неприятна, а главное неуместна здесь, в этой насыщенной красоте. Она и есть неприкаянная душа грешника. Именно это значение улитке придавалось еще со времен Средневековья.

И если посмотреть картины о душе, – заметно отличие. У всех художников за душу идет борьба, а де Хема душа брошена на произвол судьбы. Она выглядит так, когда ее оставляет ангел, тот самый, который появляется на картинах других художников.

Самое интересное, Ян Давидс де Хем получал баснословные по тем временам гонорары за портреты знатных вельмож, – гульдены все громче звенели в его карманах, – погоня за ними становилась все азартнее, и Ян все яснее понимал, что его поглощает грех сребролюбия.

И тогда свой автопортрет он зашифровал в роскошном натюрморте, а свою душу грешника в маленькой черной улитке. Она ползет, одинокая, брошенная и никому не нужная, как неприкаянная душа грешника.

Читайте на канале:

Картина Алексея Аникина "На островке" раскрывает неожиданный финал сказки "Болотники и болотницы"

Александр Косничев – художник, нарисовавший мостик на Солпу

Зачем предки воду от больного человека выплескивали под березу

Голоса на картинах художника Антона Колоколова

Будьте со мной на канале "Толкачев. Истории"

Толкачев. Истории | Дзен