Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

История одного шедевра: интересные факты о "Пьете" Микеланджело

Оглавление

"Оплакивание Христа" ("Ватиканская Пьета"), — одна из ранних и самых знаменитых работ выдающегося мастера эпохи Возрождения - Микеланджело Буонарроти. Композиция была создана 24-летним скульптором из мрамора в 1499 году...

Микеланджело, "Пьета", 1499.
Микеланджело, "Пьета", 1499.

"La Pieta" - иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией. К этой теме Микеланджело будет возвращаться снова и снова: в "Ватиканской Пьете", "Пьете Бандини" (1547-1555) и "Пьете Ронданини" (1552-1562)...

С чего все началось...

Прибыв в 1496 году в Рим, 21-летний Микеланджело познакомился с финансистом и коллекционером произведений искусства Якопо Галли. Благодаря его покровительству начинающий скульптор вскоре получил заказ от французского аббата, кардинала Сен-Дени и французского посла в Риме Жана Билэр де Лагрола от имени французского короля Карла VIII.

Портрет Карла VIII.
Портрет Карла VIII.

Аббат желал разместить скульптуру в капелле Санта-Петронилла в Ватикане (капелла принадлежала королям Франции и находилась рядом со старой базиликой Святого Петра). Прежде всего кардинал рассчитывал прославить себя подарком соотечественникам, находящимся в Риме в канун 1500 года (юбилейный год Католической церкви).

Официальный контракт был подписан в августе 1498 года. Согласно документу, мастеру следовало справиться с работой за год (но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, а трудился почти 2 года). Поручитель (Якопо Галли) заверил кардинала, что это будет "самая прекрасная работа из мрамора, которая когда-либо существовала в Риме, а его мастер — самый лучший из скульпторов". Гонорар составил 450 золотых дукатов. Микеланджело был требователен в выборе материала и потратил 9 месяцев в Карраре, чтобы выбрать подходящий блок и перевезти его в Рим.

Заказчик планировал использовать "Ватиканскую Пьету" в качестве собственного надгробия, однако этому намерению не было суждено сбыться. Сначала скульптуру установили в капелле Святого Петрониллы в Ватикане, а затем переместили в Собор Святого Петра.

-5

Особенности иконографии...

Микеланджело следовал средневековой иконографии "горизонтальных оплакиваний" (лат. Pietas Horizontalis): тело Христа изображали горизонтально распростёртым на коленях Девы Марии. Впервые подобные скульптурные композиции появились в 1390—1410-х годах в Праге, Зальцбурге, Вроцлаве, а затем получили распространение в разных областях Италии, где работали немецкие мастера.

Техническая уникальность состоит в том, что скульптура вытесана из единого мраморного блока. Фигуры Христа и Мария образуют пирамиду, вершиной которой является голова Богоматери. Интересно, что пирамидальная геометрическая композиция была также предпочтительна другим художникам эпохи Возрождения, например, Леонардо да Винчи.

Деву Марию в "горизонтальных оплакиваниях" традиционно изображают молодой. Непорочная Дева (Непорочное Зачатие) является символом юной девушки, которая не может постареть. Мастер ссылается на стихи о рае Данте: "Vergine madre, figlia del tuo figlio".

Контраст молодой Богоматери и взрослого Сына создаёт особое духовное напряжение. Однако Микеланджело удалось переосмыслить мистическую традицию готического искусства и привнести новое ренессансное начало в уже известную иконографию.

Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение от смерти сына.

-9

Есть и довольно интересная деталь, которую трудно заметить: у Христа есть пятый резец. Этот зуб по прозвищу "зуб греха" существует и в работах других художников эпохи Возрождения и является прерогативой отрицательных персонажей. Христос должен быть наделен им, потому что своей смертью он берет на себя все грехи мира.

-10

"Оплакивание Христа" – единственная работа Микеланджело, на которой мастер оставил свою подпись. После установки скульптурной композиции в Соборе Святого Петра скульптор частенько заходил туда, чтобы полюбоваться своей работой.

Но однажды юный скульптор услышал разговор, в котором автором его творения ошибочно называли другого мастера – миланца Гоббо. Микеланджело не стал вмешиваться в разговор, а вместо этого высек на складке платья Девы Марии фразу: "Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил".

-11

Вандализм...

Скульптурная группа сохранился до нашего времени и по-прежнему находится в Ватикане, в Базилике Святого Петра. Однако после трагических событий 1972 года, рассмотреть ее можно только через пуленепробиваемое стекло...

-12

Установка защитной конструкции была произведена после акта вандализма. Ласло Тот, геолог из Австралии, возомнивший себя Христом, нанес 15 ударов молотком по фигурам: рука Богоматери была отбита до локтя, также пострадали ее нос, левый глаз и рука Христа.

Кстати, вандалу было 33 года — возраст Христа на момент смерти. 
Акт вандализма, совершенный Ласло Тотом.
Акт вандализма, совершенный Ласло Тотом.

Большинство отбитых кусков мрамора было найдено и использовано для реставрации. Для восстановления недостающих элементов реставраторы использовали мрамор с тыльной стороны. Работы продолжались более 9 месяцев и только в конце 1973 г. появилась возможность вновь увидеть скульптуру.

-14

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать:

Почему Бог приказал Аврааму принести сына в жертву?
arts_tobe - просто об искусстве20 мая 2024