"Оплакивание Христа" ("Ватиканская Пьета"), — одна из ранних и самых знаменитых работ выдающегося мастера эпохи Возрождения - Микеланджело Буонарроти. Композиция была создана 24-летним скульптором из мрамора в 1499 году...
"La Pieta" - иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией. К этой теме Микеланджело будет возвращаться снова и снова: в "Ватиканской Пьете", "Пьете Бандини" (1547-1555) и "Пьете Ронданини" (1552-1562)...
С чего все началось...
Прибыв в 1496 году в Рим, 21-летний Микеланджело познакомился с финансистом и коллекционером произведений искусства Якопо Галли. Благодаря его покровительству начинающий скульптор вскоре получил заказ от французского аббата, кардинала Сен-Дени и французского посла в Риме Жана Билэр де Лагрола от имени французского короля Карла VIII.
Аббат желал разместить скульптуру в капелле Санта-Петронилла в Ватикане (капелла принадлежала королям Франции и находилась рядом со старой базиликой Святого Петра). Прежде всего кардинал рассчитывал прославить себя подарком соотечественникам, находящимся в Риме в канун 1500 года (юбилейный год Католической церкви).
Официальный контракт был подписан в августе 1498 года. Согласно документу, мастеру следовало справиться с работой за год (но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, а трудился почти 2 года). Поручитель (Якопо Галли) заверил кардинала, что это будет "самая прекрасная работа из мрамора, которая когда-либо существовала в Риме, а его мастер — самый лучший из скульпторов". Гонорар составил 450 золотых дукатов. Микеланджело был требователен в выборе материала и потратил 9 месяцев в Карраре, чтобы выбрать подходящий блок и перевезти его в Рим.
Заказчик планировал использовать "Ватиканскую Пьету" в качестве собственного надгробия, однако этому намерению не было суждено сбыться. Сначала скульптуру установили в капелле Святого Петрониллы в Ватикане, а затем переместили в Собор Святого Петра.
Особенности иконографии...
Микеланджело следовал средневековой иконографии "горизонтальных оплакиваний" (лат. Pietas Horizontalis): тело Христа изображали горизонтально распростёртым на коленях Девы Марии. Впервые подобные скульптурные композиции появились в 1390—1410-х годах в Праге, Зальцбурге, Вроцлаве, а затем получили распространение в разных областях Италии, где работали немецкие мастера.
Техническая уникальность состоит в том, что скульптура вытесана из единого мраморного блока. Фигуры Христа и Мария образуют пирамиду, вершиной которой является голова Богоматери. Интересно, что пирамидальная геометрическая композиция была также предпочтительна другим художникам эпохи Возрождения, например, Леонардо да Винчи.
Деву Марию в "горизонтальных оплакиваниях" традиционно изображают молодой. Непорочная Дева (Непорочное Зачатие) является символом юной девушки, которая не может постареть. Мастер ссылается на стихи о рае Данте: "Vergine madre, figlia del tuo figlio".
Контраст молодой Богоматери и взрослого Сына создаёт особое духовное напряжение. Однако Микеланджело удалось переосмыслить мистическую традицию готического искусства и привнести новое ренессансное начало в уже известную иконографию.
Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение от смерти сына.
Есть и довольно интересная деталь, которую трудно заметить: у Христа есть пятый резец. Этот зуб по прозвищу "зуб греха" существует и в работах других художников эпохи Возрождения и является прерогативой отрицательных персонажей. Христос должен быть наделен им, потому что своей смертью он берет на себя все грехи мира.
"Оплакивание Христа" – единственная работа Микеланджело, на которой мастер оставил свою подпись. После установки скульптурной композиции в Соборе Святого Петра скульптор частенько заходил туда, чтобы полюбоваться своей работой.
Но однажды юный скульптор услышал разговор, в котором автором его творения ошибочно называли другого мастера – миланца Гоббо. Микеланджело не стал вмешиваться в разговор, а вместо этого высек на складке платья Девы Марии фразу: "Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил".
Вандализм...
Скульптурная группа сохранился до нашего времени и по-прежнему находится в Ватикане, в Базилике Святого Петра. Однако после трагических событий 1972 года, рассмотреть ее можно только через пуленепробиваемое стекло...
Установка защитной конструкции была произведена после акта вандализма. Ласло Тот, геолог из Австралии, возомнивший себя Христом, нанес 15 ударов молотком по фигурам: рука Богоматери была отбита до локтя, также пострадали ее нос, левый глаз и рука Христа.
Кстати, вандалу было 33 года — возраст Христа на момент смерти.
Большинство отбитых кусков мрамора было найдено и использовано для реставрации. Для восстановления недостающих элементов реставраторы использовали мрамор с тыльной стороны. Работы продолжались более 9 месяцев и только в конце 1973 г. появилась возможность вновь увидеть скульптуру.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: