Чаще всего потребность подростка в автономии, в самоопределении, в большей зоне самостоятельных решений взрослыми не признается. Точнее, воспринимается в штыки.
Тинейджер эмоционально дистанцируется, а мы удивленно смотрим и решаем «пора воспитывать».
В результате на тебя в доме смотрят, как охранник на воришку в супермаркете.
Даже, если тот ничего и не украл. Но мы уже отыгрываем роль контроллера, который в голове прокручивает сценарий со словами: «Только попробуй мне, я все контролирую!».
Ребенок может тусоваться в телефоне в свободное время, но он уже виноват по полной программе, ему закручивают гайки и обвиняют во всех грехах. В результате мы получаем неприятную ответочку: «Вам надо, вы и учитесь! Я вообще ничего не хочу!».
При этом стандартная история абсолютно в каждой семье, которая обращается в этот кризисный момент за помощью - тинейджер отрицает, что увлечение играми влияет на обучение и общее развитие личности. А близкие отрицают, что доля их ответственности в этом есть так же.
Это очень мешает обоим сторонам менять ситуацию и получать другие результаты. Дисфункция развивается из-за иллюзии, что родитель будет держать власть и командовать вечно.
Родители обычно говорят, что я не могу дистанцироваться, дать больше воздуха, дать возможность разобраться и подумать, по сотне разных причин. У нас итоговые контрольные, подготовка или сдача ЕГЭ, ОГЭ. В общем, если ослаблю контроль, то все рухнет.
В этом случае, надо представить, что в один прекрасный момент это все равно произойдет. Причем в очень неожиданный. Когда, например, сессия будет завалена и придется решать вопросы другого уровня, чем двойка в дневнике из-за невыполненных заданий.
Уберите эти подсознательные вибрации, направленные на тусующегося в компьютере школьника, как на воришку в вашем доме. Это абсолютно нормальный ребенок, просто пока он еще для себя не решил, что ему важно. И не умеет собой управлять.
Потому что вся его жизнь выстраивается вокруг цинничного противодействия и попытки доказать: «Я – не они, я другой!».
Детям нужна обстановка, в которой они сами во всем разберутся и поймут, что в их жизни что-то идет не так. А пока мы за ними бегаем с подзорной трубой, единственная их миссия – удрать подальше с языком на плече и радостью, что все равно не догонят.
Лучший способ выхода из конфликтов – убеждение. Изменения должны назреть. Мотивация не появится по ходу бегства от очередного наезда взрослого. Ее, как семена нужно засеивать в сознание и ждать, когда они укореняться и прорастут. Именно в этом заключается этап признания того, что цифровая жизнь негативно сказывается на другие сферы.
А пока имеет смысл разобраться в Проекциях родителями на ребенка собственных нежелаемых качеств.
Что больше всего раздражает и бесит в сыне или дочери?
Часто мы замечаем в других то, что не любим в себе. И обвиняем их в грехах, которые не принимаем в своей личности.
Вот этот список претензий, как надо жить и действовать, который мы выкатываем детям, нужно направить на себя любимого.
Начать перестраивать себя и опробовать все советы по исправлению. Чем старше, тем дольше придется бороться с укоренившимися привычками. И стереотипами. Но достижениями и опытом изменений так приятно поделиться с ребенком.
Мы часто обвиняем в неспособности принять решение и начать изменения. Хотя сами не умеем управлять своими эмоциями, то и дело выливая ментальный хлам на окружающих.
Начните со способности управлять собой.
Научится этому, значит уметь контролировать свои действия, более сознательно выстраивать линию поведения, получать новые результаты и радоваться им. В том числе в стрессовых ситуациях при взаимодействии с подростком.
Ведь поэтому мы смотрим на младшее поколение, как на нарушителей? А они при этом чувствуют себя так, как будто отбывают «срок», вынужденно учатся и выполняют требования родителей.
Нет в жизни более крутого примера, как взрослый рядом, обладающий навыками саморегуляции.
Научиться управлять эмоциями – значит управлять своими действиями. А тот, кто контролирует свои действия, контролирует свою жизнь.
Ведь этого мы добиваемся от младших, правда?
__________________________
Фрагмент из книги "Интернет зависимость подростка. 35 шагов к изменениям"
Черновик