Найти в Дзене
Первая учительница

Как научить ребёнка читать выразительно?

Оглавление

Учитель задаёт домашнее задание - прочитать выразительно. А что это значит? Зачастую, дети просто прочитывают произведение, иногда запинаясь, бормоча что-то под нос. Или просто ровно, без эмоций, лишь бы побыстрее. Это не выразительное чтение. А как тогда надо?

В этой статье и разберём, а главное - вы узнаете о приёмах, которые это самое выразительно чтение и развивают.

Выразительное чтение - это осмысленное и эмоциональное чтение. Осмысленное - значит понятна его тема, главная мысль, поступки и отношения героев. Только после этого будет ясно, где нужно сделать логические ударения, паузы, как произносить диалоги и т.д.

Какие выразительные средства можно использовать?

  • сила голоса
  • тембр высказывания
  • темп речи (убыстрение и замедление)
  • паузы (остановки, перерывы речи)
  • повышение и понижение голоса
  • логическое ударение

Для всего этого нужна хорошая техника речи - дикция, дыхание, правильное произношение.

Это идеал, к которому нужно стремится всем - и детям, и взрослым.

🤔Как же развивать выразительное чтение - на уроке, после уроков, самостоятельно дома?

После уроков дополнительного времени нет, дома никто этим заниматься тоже не будет. Остаётся вариант - непосредственно на уроке литературного чтения.

👩🏻‍🏫Можно в каждый урок включать пятиминутки (речевые разминки). Этот материал можно взять из программного произведения, которое дети изучают сейчас или из того, что читали ранее. Есть и дополнительные источники в предостаточном количестве.

Очень хорошо использовать скороговорки, выполнять артикуляционную гимнастику, давать специальные упражнения для дыхания.

В своё время, когда я только начинала работать учителем, то относилась к таким заданиям скептически. Думала, что не нужно тратить время на уроке на что-то постороннее. Дисциплина, опять таки, может пострадать от таких лирических отступлений.
Сейчас я думаю по-другому. Если эта работа станет системой, будет проводиться на каждом уроке, то дети будут спокойно воспринимать такие задания как часть урока.
-2

Приведу примеры упражнений

Логические ударения

Для того чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, нужно силой голоса выделить важное по значению слово. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение.

1. Записаны предложения: Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино.

Учащиеся читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. Значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Выделение важного по значению слова в предложении происходит из-за усиления, протяжности и повышения звучания голоса.

2. Записано предложение: Скоро наступит жаркое лето.

Дважды читаем предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – «Какое лето скоро наступит?».

3. Записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения и объяснить смысл пословиц.

Родина – мать, умей за нее постоять. Честный труд – наше богатство. Упустишь минуту – потеряешь часы.

4. Раздаём карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагаем уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения. Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений.

После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.

Паузы

1. Читаем предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагаю выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений.

а) Как удивили | его слова | брата!

Как удивили его | слова брата!

б) Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.

Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.

в) Коля, | мой старший брат, очень любит футбол.

Мой старший брат Коля очень любит футбол.

Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол.

2. Выразительно читаю несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся по окончании чтения указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После учащиеся сами читают пословицы, соблюдая необходимые паузы.

а) Один в поле | не воин.

Один в поле | не воин.

б) Согласье | крепче каменных стен.

Согласье | крепче каменных стен.

в) Одна пчела | не много меду натаскает.

Одна пчела | не много меду натаскает.

3. Раздаём учащимся карточки с написанными на них пословицами. Они , выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы.

❗В следующей статье расскажу о том, как работать над интонацией, повышением и понижением голоса в разных типах предложений.

Подписывайтесь, пишите комментарии 😉 Используете ли вы на уроках подобные задания?