Учитель задаёт домашнее задание - прочитать выразительно. А что это значит? Зачастую, дети просто прочитывают произведение, иногда запинаясь, бормоча что-то под нос. Или просто ровно, без эмоций, лишь бы побыстрее. Это не выразительное чтение. А как тогда надо?
В этой статье и разберём, а главное - вы узнаете о приёмах, которые это самое выразительно чтение и развивают.
Выразительное чтение - это осмысленное и эмоциональное чтение. Осмысленное - значит понятна его тема, главная мысль, поступки и отношения героев. Только после этого будет ясно, где нужно сделать логические ударения, паузы, как произносить диалоги и т.д.
Какие выразительные средства можно использовать?
- сила голоса
- тембр высказывания
- темп речи (убыстрение и замедление)
- паузы (остановки, перерывы речи)
- повышение и понижение голоса
- логическое ударение
Для всего этого нужна хорошая техника речи - дикция, дыхание, правильное произношение.
Это идеал, к которому нужно стремится всем - и детям, и взрослым.
🤔Как же развивать выразительное чтение - на уроке, после уроков, самостоятельно дома?
После уроков дополнительного времени нет, дома никто этим заниматься тоже не будет. Остаётся вариант - непосредственно на уроке литературного чтения.
👩🏻🏫Можно в каждый урок включать пятиминутки (речевые разминки). Этот материал можно взять из программного произведения, которое дети изучают сейчас или из того, что читали ранее. Есть и дополнительные источники в предостаточном количестве.
Очень хорошо использовать скороговорки, выполнять артикуляционную гимнастику, давать специальные упражнения для дыхания.
В своё время, когда я только начинала работать учителем, то относилась к таким заданиям скептически. Думала, что не нужно тратить время на уроке на что-то постороннее. Дисциплина, опять таки, может пострадать от таких лирических отступлений.
Сейчас я думаю по-другому. Если эта работа станет системой, будет проводиться на каждом уроке, то дети будут спокойно воспринимать такие задания как часть урока.
Приведу примеры упражнений
Логические ударения
Для того чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, нужно силой голоса выделить важное по значению слово. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение.
1. Записаны предложения: Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино.
Учащиеся читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. Значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Выделение важного по значению слова в предложении происходит из-за усиления, протяжности и повышения звучания голоса.
2. Записано предложение: Скоро наступит жаркое лето.
Дважды читаем предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – «Какое лето скоро наступит?».
3. Записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения и объяснить смысл пословиц.
Родина – мать, умей за нее постоять. Честный труд – наше богатство. Упустишь минуту – потеряешь часы.
4. Раздаём карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагаем уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения. Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений.
После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.
Паузы
1. Читаем предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагаю выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений.
а) Как удивили | его слова | брата!
Как удивили его | слова брата!
б) Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
в) Коля, | мой старший брат, очень любит футбол.
Мой старший брат Коля очень любит футбол.
Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол.
2. Выразительно читаю несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся по окончании чтения указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После учащиеся сами читают пословицы, соблюдая необходимые паузы.
а) Один в поле | не воин.
Один в поле | не воин.
б) Согласье | крепче каменных стен.
Согласье | крепче каменных стен.
в) Одна пчела | не много меду натаскает.
Одна пчела | не много меду натаскает.
3. Раздаём учащимся карточки с написанными на них пословицами. Они , выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы.
❗В следующей статье расскажу о том, как работать над интонацией, повышением и понижением голоса в разных типах предложений.
Подписывайтесь, пишите комментарии 😉 Используете ли вы на уроках подобные задания?