Найти тему

Как запомнить словарные слова? Эффективные приёмы работы на уроке и дома

Обычно словарные слова изучаются на уроке следующим образом:

  • Читаем слово, объясняем лексическое значение
  • Ставим ударение; определяем букву, которую нужно запомнить
  • Записываем слово в словарик, подчёркиваем нужную букву
  • Составляем с новым словом предложение (словосочетание), записываем в тетрадь

Периодически на уроке проводятся словарные диктанты, чтобы закреплять знание словарных слов, проверить их усвоение.

Но такая работа недостаточна 🧐

Чтобы добиться хороших результатов в запоминании словарных слов, нужно организовать процесс таким образом, чтобы детям было интересно. Ведь познавательный интерес пробуждает мотивацию.

Не просто прочитали, записали и запомнили (в идеале). А предлагать ученикам разнообразные задания, которые и урок сделают интересным, и запоминанию поспособствуют.

А то потом можно наткнуться на такие комментарии:

И смешно, и грустно
И смешно, и грустно

Поэтому я и задалась поиском интересных заданий и приемов, которые можно использовать на уроках.

Поделюсь с вами, а вы оставляйте в комментариях свои примеры 💭

  • Запишите словарные слова в порядке возрастания (убывания) слогов.
  • Образуйте множественное число из единственного, и наоборот.
  • Попробуйте образовать из данного слова другую часть речи (овощи-овощной, дежурный-дежурить).
  • Разбейте словарные слова на несколько столбиков по конкретному признаку: род, число, склонение, часть речи, тематика, одушевленные и неодушевленные предметы и т.д.
  • Просклоняйте слово по падежам. Чем больше оно будет видоизменяться, тем лучше запомнится.
  • Способ написания слов с закрытыми глазами. Ребенку дается инструкция (все выполнять с закрытыми глазами.) Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге. Назови его по буквам. Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»? Прочти медленно, как будешь писать. Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь.
  • Запишите слово с различными приставками и предлогами (шел-ушел, суббота-в субботу).
  • Дерево слов. Надо схематично нарисовать дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым, тот побеждает.
  • Третий лишний. Ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям.
  • Исправь ошибки. Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.
  • Всё наоборот. Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Или, наоборот, нужно отгадать словарные слова, написанные таким образом (первую букву желательно не переставлять).
  • Составление рассказа из группы словарных слов.

Советую завести словарик и записывать в него словарные слова по мере их изучения (если такового еще нет).

Пишите в комментариях свои "секреты" работы со словарными словами. А если было полезно - ставьте лайк!