Найти тему
Первая учительница

Этапы обучения детей чтению

Оглавление

Приветствую своих читателей! Я продолжаю раскрывать тему чтения для дошкольников. В предыдущей статье вы узнали о том, когда можно начинать учить детей читать.

А сегодня я расскажу - как этому учить.

Не торопитесь сразу переходить к изучению букв и складыванию их в слоги. Выстроите определённый план, проходя все перечисленные ниже этапы.

1. Развивайте фонематический слух

Это способность правильно слышать звуки и узнавать их. Для этого:

  • учите различать громкие и тихие звуки
  • формируйте чувство ритма, играя с мячом, скакалкой, молоточком и т.п.
  • подражайте звукам животных
  • играйте с музыкальными инструментами, пойте песенки и читайте стихи

2. Познакомьте со звуками

Звуки делятся на гласные и согласные. А согласные разделяют на группы по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости. Об этом вы узнаете следующих статьях:

3. Изучаем буквы

Заинтересуйте ребёнка - зачем нужно уметь читать? Для этой цели хорошо подходит стихотворение Валентина Берестова "Как хорошо уметь читать".

https://clck.ru/pcnVu
https://clck.ru/pcnVu

Начинаем изучение с букв, обозначающие гласные звуки.

https://goo.su/nkybVl Это нужно для того, чтобы показать ребёнку, что читать совсем не сложно
https://goo.su/nkybVl Это нужно для того, чтобы показать ребёнку, что читать совсем не сложно

Для запоминания образа букв советую лепить их из пластилина (теста для лепки), раскрашивать, обводить. Можно "привязывать" образ к картинкам, для этого читайте и рассматривайте азбуку.
https://goo.su/RvMTXr2
https://goo.su/RvMTXr2

4. Читаем слоги (открытые и закрытые)

Когда ребёнок научился соединять гласные, можно переходить к сочетанию согласных и гласных. Сначала учите читать открытые слоги, которые заканчиваются на гласный звук: ма, па, ба и др. Из них могут получится первые слова: ма-ма, па-па, ба-ба.

https://goo.su/yCwQ2 Используйте слоговые таблицы. Возьмите любой согласный звук и поочередно соединяйте его со всеми гласными звуками, читая вслух. Можно следить пальчиком или использовать линейку. Читать таблицу можно и по строчкам, и по столбикам
https://goo.su/yCwQ2 Используйте слоговые таблицы. Возьмите любой согласный звук и поочередно соединяйте его со всеми гласными звуками, читая вслух. Можно следить пальчиком или использовать линейку. Читать таблицу можно и по строчкам, и по столбикам

Затем переходите к чтению закрытых слогов, которые заканчиваются на согласный. Поменяйте звуки местами (гласный - на первом месте) и продолжайте занятия по чтению слоговых таблиц.

В дальнейшем используйте их как разминку перед чтением. Можно даже проводить соревнования "Сколько слогов прочитает ребёнок за 1 минуту?" и сравнивать результаты.

5. Соединяем открытые и закрытые слоги, получая слова

  • Начинаем с простых слов: лиса, дома, лето, зима и т.п. Можно разрезать несколько слов (2-3) на слоги и поиграть, предлагая ребенку собрать их обратно.
  • Затем составляйте слова из закрытых слогов. Для этого приготовьте карточки с отдельной буквой и открытыми слогами, чтобы получить, например, следующие слова: сом, сон, сок, мак, рак.
  • Собирайте слова из нескольких слогов (используя и открытые, и закрытые): до-мик, за-бор, фла-ги и т.п.

Вам также помогут разнообразные задания в специальных пособиях, детских книгах и журналах.

Главное в обучение чтению следовать принципу «от простого к сложному»

Занятия не должны быть продолжительными (10-15 минут). Если замечаете, что ребенок устал, начинает «ёрзать», отвлекаться - значит пора заканчивать. Хвалите за каждый правильный ответ и стимулируйте к получению знаний.

Родители дошкольников, напишите, пожалуйста, был ли материал статьи для вас полезным? (ставим лайк👍) Нужно ли рассказать про игры, которые стимулируют интерес и развивают процесс чтения?

#учимся читать #дошкольник #начальная школа #первая учительница #советыродителям #как научить читать #развитие ребенка