Приветствую своих читателей! Я продолжаю раскрывать тему чтения для дошкольников. В предыдущей статье вы узнали о том, когда можно начинать учить детей читать.
А сегодня я расскажу - как этому учить.
Не торопитесь сразу переходить к изучению букв и складыванию их в слоги. Выстроите определённый план, проходя все перечисленные ниже этапы.
1. Развивайте фонематический слух
Это способность правильно слышать звуки и узнавать их. Для этого:
- учите различать громкие и тихие звуки
- формируйте чувство ритма, играя с мячом, скакалкой, молоточком и т.п.
- подражайте звукам животных
- играйте с музыкальными инструментами, пойте песенки и читайте стихи
2. Познакомьте со звуками
Звуки делятся на гласные и согласные. А согласные разделяют на группы по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости. Об этом вы узнаете следующих статьях:
3. Изучаем буквы
Заинтересуйте ребёнка - зачем нужно уметь читать? Для этой цели хорошо подходит стихотворение Валентина Берестова "Как хорошо уметь читать".
Начинаем изучение с букв, обозначающие гласные звуки.
Для запоминания образа букв советую лепить их из пластилина (теста для лепки), раскрашивать, обводить. Можно "привязывать" образ к картинкам, для этого читайте и рассматривайте азбуку.
4. Читаем слоги (открытые и закрытые)
Когда ребёнок научился соединять гласные, можно переходить к сочетанию согласных и гласных. Сначала учите читать открытые слоги, которые заканчиваются на гласный звук: ма, па, ба и др. Из них могут получится первые слова: ма-ма, па-па, ба-ба.
Затем переходите к чтению закрытых слогов, которые заканчиваются на согласный. Поменяйте звуки местами (гласный - на первом месте) и продолжайте занятия по чтению слоговых таблиц.
В дальнейшем используйте их как разминку перед чтением. Можно даже проводить соревнования "Сколько слогов прочитает ребёнок за 1 минуту?" и сравнивать результаты.
5. Соединяем открытые и закрытые слоги, получая слова
- Начинаем с простых слов: лиса, дома, лето, зима и т.п. Можно разрезать несколько слов (2-3) на слоги и поиграть, предлагая ребенку собрать их обратно.
- Затем составляйте слова из закрытых слогов. Для этого приготовьте карточки с отдельной буквой и открытыми слогами, чтобы получить, например, следующие слова: сом, сон, сок, мак, рак.
- Собирайте слова из нескольких слогов (используя и открытые, и закрытые): до-мик, за-бор, фла-ги и т.п.
Вам также помогут разнообразные задания в специальных пособиях, детских книгах и журналах.
Главное в обучение чтению следовать принципу «от простого к сложному»
Занятия не должны быть продолжительными (10-15 минут). Если замечаете, что ребенок устал, начинает «ёрзать», отвлекаться - значит пора заканчивать. Хвалите за каждый правильный ответ и стимулируйте к получению знаний.
Родители дошкольников, напишите, пожалуйста, был ли материал статьи для вас полезным? (ставим лайк👍) Нужно ли рассказать про игры, которые стимулируют интерес и развивают процесс чтения?
#учимся читать #дошкольник #начальная школа #первая учительница #советыродителям #как научить читать #развитие ребенка