Найти тему
Первая учительница

Учим решать задачи, используя разные приёмы

Сегодня поговорим о решении задач на уроках математики в начальной школе. Дети знакомятся с задачей, начиная с 1-го класса.

  • Вначале они учатся выделять структурные элементы (условие, вопрос), составлять текстовые задачи по образцу; находить зависимость между данными и искомой величиной; решать задачи в одно-два действия.
  • Во 2-ом классе учащиеся умеют представлять текст задачи в виде рисунка, схемы или другой модели; учатся решать задачи на сложение, вычитание, умножение, деление.
  • В 3-ем классе задачи становятся сложнее: это задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (купля-продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное), задачи на нахождение доли величины.
  • 4-ый класс: анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость), задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, на нахождение доли величины, величины по её доле.

Учителя пользуются разными приёмами, которые помогают понять смысл арифметических действий, зависимостей и научиться решать задачи. На примеры простых задач я расскажу о некоторых из них⬇️

-2

✏️Прием сравнения текстов задач и постановка различных вопросов к её условию

📌Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются?

а) Возле дома 7 яблонь и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев возле дома?
б) Возле дома 7 яблонь, 3 вишни и 2 берёзы. Сколько фруктовых деревьев возле дома?

📌Верно ли утверждение, что решения этих задач одинаковы?

📌Выбери вопросы, на которые ты можешь ответить, пользуясь условием одной и другой задачи:

1) На сколько больше яблонь, чем вишен? 2)Сколько всего деревьев возле дома? 3) Сколько ёлок возле дома?

✏️Выбор схемы

В портфеле 14 тетрадей. Из них 9 в клетку, остальные в линейку. Сколько тетрадей в линейку лежит в портфеле?

📌Маша нарисовала к задаче такую схему:

-3

📌Миша - такую:

-4

Кто из них невнимательно читал текст задачи?

✏️Выбор вопросов

От проволоки длиной 15 дм отрезали сначала 2 дм, потом ещё 4 дм.

📌На какие вопросы можно ответить, пользуясь этим условием:

1) Сколько всего дециметров проволоки отрезали? 2) На сколько дециметров меньше отрезали в первый раз, чем во второй? 3) На сколько дециметров проволока стала длиннее? 4) Сколько дециметров проволоки осталось?

✏️Выбор выражений

На велогонках стартовало 70 спортсменов. На первом этапе с трассы сошли 4 велосипедиста, на втором - 6. Сколько спортсменов пришло к финишу?

📌Выбери выражения, которые являются решением задачи:

  1. 6+4 70-6-4
  2. 6-4 70-(6+4)
  3. 70-6 70-4

✏️Выбор условия к данному вопросу

📌Подбери условия к данному вопросу и реши задачу. Сколько всего детей занимается в студии?

а) В студии 30 детей, из них 16 мальчиков.
б) В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.
в) В студии 8 мальчиков и 20 девочек.
г) В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.
д) В студии занимаются 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше.

✏️Изменение текста задачи в соответствии с данным решением

📌Что нужно изменить в текстах задач, чтобы выражение 9 – 6 было решением каждой?

а) На двух скамейках сидели 6 девочек. На одной из них 9. Сколько девочек сидело на второй скамейке?
б) В саду 9 кустов красной смородины, а кустов черной смородины на 6 больше. Сколько кустов черной смородины в саду?
в) В гараже 9 легковых машин и 6 грузовых. Сколько всего машин в гараже?

✏️Объяснение выражений, составленных по данному условию

Фермер отправил в магазин 45 кг укропа, петрушки на 4 кг больше, чем укропа, и 19 кг сельдерея. Сколько всего килограммов зелени отправил фермер в магазин?

📌Что обозначают выражения, составленные по условию задачи:

  1. 45 – 19
  2. 45 + 19
  3. 45 + 4
  4. 45 – 4

✏️Выбор решения задачи

Курица легче зайца на 4 кг, а заяц легче собаки на 8 кг. На сколько собака тяжелее курицы? На сколько курица легче собаки?

📌Маша решила эту задачу так: 8 + 4 = 12 (кг)

📌Миша — так: 8 – 4 = 4 (кг).

Кто прав: Миша или Маша?

-5

✏️Постановка вопроса, соответствующего данной схеме

Коля выше Пети на 20 см, а Петя выше Вовы на 7 см.

📌Рассмотри схему и подумай, на какой вопрос можно ответить, пользуясь данным условием.

-6