Развитие железнодорожного транспорта в России всегда было тесно связано с войнами. Так, например, Крымская война дала толчок строительству железных дорог.
Из-за недостатка государственных вложений, - к строительству были допущены и частные общества. Русско-турецкая война (1877-78 гг.) продемонстрировала необходимость централизации железнодорожного хозяйства, побудила государство начать выкуп в казну частных железных дорог. Тем не менее, преобладающая роль в железнодорожном строительстве на тот момент оставалась за частными обществами.
На 31 декабря 1914 г. из 15774 верст казной строилось только 3406 верст, т.е. менее 1/4 всех железных дорог в стране [2, С. 89].
Состояние транспорта
В течение последних 6 лет перед Первой Мировой войной увеличение подвижного состава железных дорог Российской Империи производилось не в достаточных объёмах, а их количество едва соответствовало потребностям мирного времени.
Так, в 1912 году ситуация с железными дорогами и железнодорожным транспортом в стране складывалась следующим образом:
- - казенные железные дороги: 43076 верст. Для перевозки на это расстояние имелось 14772 паровоза, из которых 3902 паровоза были постройки 1857-1891 гг .;
- - частные железные дороги: 19738 верст. Для перевозки на это расстояние имелось 14552 паровоза, построенных после 1892 года [2, С. 93].
Большинство железнодорожных перевозок в России производилось в зимнее полугодие (перевозки, например, хлеба, массовых грузов, топлива). Изнашивался подвижной состав из-за частоты перевозок, а также климатических условий, - зимой, а ремонт производился преимущественно летом. Производимый ремонт паровозов в стране не соответствовал потребностям, и процент «больных» паровозов возрастал.
К 1916 году количество паровозов, требовавших ремонта, составляло 16,3-17,6% от общего числа, а в июле 1917 года – 24,7% (на отдельных линиях до 50%). В мирное время – 12-14%. В военное время сильно пострадал и вагонный парк: в 1917 году около 9% вагонов требовали ремонта [2, С. 94].
Мастерские железнодорожного транспорта не были готовы к таким нагрузкам, поэтому зачастую (особенно в зимние месяцы) ремонт приходилось делать прямо под открытым небом, на морозе. Из-за этого производительность труда ремонтников была крайне низка. Кроме того, катастрофически не хватало обученных рабочих, сырья, топлива, запасных частей.
Увеличивалось число крушений на железных дорогах в связи с чрезмерной напряженностью работы железнодорожников. Перевозка беженцев в первый год войны производилась без плана, создавались пробки на ж/д путях.
Расстройство транспорта влекло за собой и расстройство хозяйственной жизни страны: не хватало угля не только для железнодорожного транспорта, но и для жителей в городах, - в то время как в Донецком бассейне количество добываемого угля сокращалось из-за скопленных огромных его запасов, которые никак не могли вывезти. В столицах, промышленных районах бушевал голод, продовольственный кризис, - в то время как в хлебородных районах продовольствие гнило.
Война сильно пошатнула и без того недостаточно развитый и эффективно функционирующий железнодорожный транспорт Российской империи. На железных дорогах было сосредоточено более 1 млн. 300 тыс. рабочих страны, представлявших собой существенную часть её пролетариата. В.И. Ленин отмечал, что железные дороги и армия железнодорожников имеют важнейшее экономическое, политическое и военное значение [3 (т. 34), С. 279].
Создание и укрепление большевистских организаций, в том числе, на стальных магистралях стало обязательным элементом практической работы партии. И к октябрю 1917 года эти организации действовали уже по всей сети дорог страны. Железные дороги превратились в важный плацдарм сражения между революционными силами и контрреволюцией. Повсюду создавались революционные комитеты, которые направляли и организовывали революционно настроенные массы, выступали как подлинные органы революционной власти. Рабочие-железнодорожники, таким образом, вместе со всем рабочим классом были готовы к вооруженному восстанию.
В.И. Ленин понимал, что именно стремительный захват транспортных путей позволит обеспечить успех революции, последующее подавление контрреволюционных сил. Это было необходимо для перевозки отрядов красногвардейцев, вооружения, продовольствия, промышленных товаров для восставшего пролетариата и для населения.
Именно поэтому Ленин писал о том, что в ходе восстания должны быть «заняты и ценой каких угодно потерь … удержаны в первую голову: а) телефон, б) телеграф, в) железнодорожные станции, г) мосты» [3 (т.34), С. 383].
В состав Военно-революционных комитетов были введены представители железнодорожных партийных организаций, а ж/д советам и комитетам были даны директивы, как готовиться и участвовать в восстании, как овладеть ж/д магистралями.
В вооруженном восстании в Петрограде активно участвовали железнодорожники. В течение 24 октября в депо, мастерских, на вокзалах Петроградского узла проходили митинги, на которых выступали большевики с призывами к восстанию. А в ночь на 25 октября восставшие при активно участии красногвардейских отрядов рабочих-железнодорожников заняли вокзалы, телефон, телеграф Петрограда, установили на них рабочий контроль.
26 октября II Всероссийский съезд советов принял обращение «Ко всем железнодорожникам», в котором говорилось:
«В Петрограде победила рабочая и солдатская революция… Съезд Рабочих и Солдатских депутатов выражает уверенность, что ж/д рабочие и служащие примут меры к сохранению полного порядка на железных дорогах: движение ни на минуту не должно останавливаться. Усиленное внимание следует обращать на беспрепятственный пропуск продовольствия в города и на фронт. Революционная власть Советов берёт на себя заботу об улучшении материального положения железнодорожников».
Съезд призвал железнодорожников к решительной борьбе с контрреволюцией и за установление Советской власти. Звучал призыв: «Железнодорожники, останавливайте все эшелоны, посылаемые Керенским на Петроград».
Вслед за Петроградом восстание произошло в Москве и на Московском ж/д узле, где была сосредоточена самая большая армия ж/д пролетариата (около 1/5 всех рабочих-железнодорожников страны). В московском ж/д восстании участвовали и рабочие близлежащих станций [7, С. 8].
В революционных действиях участвовали работники транспорта центральных промышленных районов страны, где было сосредоточено около 50% железнодорожников страны. После того, как стало известно о победе революции в Москве и Петрограде, на станциях Северной дороги были созданы Военно-революционные комитеты, захватившие в свои руки управление магистралью, установили контроль за движением поездов, задерживали эшелоны с войсками контрреволюции, обеспечивали перевозку революционных отрядов, продовольствия. Железнодорожники стали опорой большевиков в Ярославле, Шуе, Вологде, Няндоме, Бабаеве, Званке, Вятке, Юрьеве и мн.др.
30 октября железнодорожники вместе с пулеметным полком и боевой дружиной города совершили революционный переворот в Воронеже. Всячески способствовали установлению Советской власти железнодорожники Риго-Орловской дороги, железнодорожники Царицына, Минска, Витебска, а также на станциях Ростов-на-Дону, Тихорецкая и на других пунктах Владикавказской дороги [7, С. 10].
Продолжать этот список можно долго. Таким образом, это показывает то, что, в массе своей, железнодорожники, на рабочих местах которых уже действовали к моменту революционных событий большевистские организации, - были готовы и активно участвовали в перевороте, поддерживали его в момент вооруженного восстания и после, взяв под контроль транспорт, пути сообщений, станции, телеграф, телефон.
Конечно, завоевания на транспорте проходили тяжело. Были и саботажники, которые опирались на Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников, находящийся под влиянием эсеров и меньшевиков. Комитет проводил политику «нейтралитета», благодаря ей стремясь отвлечь железнодорожников от участия в политической борьбе, сохранить своё влияние на рабочих.
Ленин разоблачал эту политику: «В дни революционной борьбы, когда каждая минута дорога, когда несогласие, нейтралитет дает возможность взять слово противнику… когда не спешат на помощь народу в его борьбе за его священные права – то такой позиции я никак не могу назвать нейтралитетом, - это не нейтралитет… Такой позицией вы подстрекаете генералов к выступлению, не поддерживая нас, вы против народа» [3 (т.35), С. 98-98].
Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников отказывался исполнять распоряжения Советского правительства, не признавал власти большевиков, требовал создания, так называемого «однородного социалистического правительства», а также отстранения Ленина с поста. Всё это он делал, угрожая всеобщей забастовкой в ночь с 29 на 30 октября, если его требования приняты не будут.
1 ноября, на заседании ЦК партии, Ленин, разоблачая антисоветскую политику Комитета железнодорожников, - потребовал прекратить переговоры с ним.
Он выражал уверенность, что «мы должны апеллировать к массам, - и они его сбросят». «Комитет угрожает нам забастовкой, но мы обратимся к массам и спросим у них, хотите ли вы забастовкой обречь на голод солдат на фронте и народы в тылу, и, я не сомневаюсь, железнодорожные пролетарии на это не пойдут» [3 (т.35), С. 63].
Под руководством большевиков железнодорожники отказывались от участия в забастовках, поддерживали Совет народных комиссаров. А ж/д Советы и комитеты отстраняли саботажников от участия в управлении дорогами, укрепляли революционное руководство на транспорте.
По указанию Ленина, с 25 – 30 декабря в Петрограде проходил чрезвычайный Всероссийский съезд ж/д рабочих и мастеровых. Съезд своим решением выразил недоверие Всероссийскому исполнительному комитету железнодорожников, встал на позиции II Всероссийского съезда Советов. Съезд также наметил меры по укреплению местных советов и комитетов на транспорте, рассмотрел вопрос по борьбе с разрухой и саботажем, обсуди вопрос перевозки продовольствия и пр.
С 18 января – 12 февраля был организован чрезвычайный Всероссийский ж/д съезд, который утвердил Положение об управлении железными дорогами, избрал свой руководящий орган (Всероссийский исполнительный комитет железными дорогами – Викжедор). Так, съезд по сути закрепил победу большевиков, ж/д пролетариата над всеми контрреволюционными силами, стремившимся овладеть сетями дорог и транспортом в стране [7, С. 16].
В трудах В.И. Ленина всесторонне обосновано положение о том, что важной мерой по социалистическому преобразованию общества является национализация ключевых отраслей народного хозяйства, в т.ч., ж/д транспорта. Ещё до революции Ленин отмечал, что задача национализации в российских условиях придётся решать, в основном, путем безвозмездной конфискации частной собственности, несмотря на сопротивление всего класса капиталистов. Тем не менее, большевики допускали возможность национализации путем компенсации собственникам стоимости средств производства.
Национализация транспорта облегчена была тем, что в России уже концентрация средств производства и капитала в этой отрасли достигла высокой степени. Большинство ж/д магистралей находилось в руках государства (около 75% всей сети дорог общего пользования к началу революции). Многие частные дороги принадлежали акционерным обществам. Всё перечисленное дало возможность сразу провести национализацию тех и других видов железных дорог. Национализация частных дорог проходила постепенно.
Национализацию осуществляли под руководством организаций большевиков местные органы Советской власти, ж/д советы и комитеты. В результате их революционной решимости было сломлено сопротивление саботажников и дезорганизаторов.
Национализация ж/д сети шла настолько быстро, что уже в начале 1918 г. в основном она была завершен в части дорог общего пользования. А 4 сентября 1918 года СНК издал декрет «О ликвидации частных железных дорог», в котором сообщалось о том, что «существующие правления бывших частных железных дорог, ныне переходящих в собственность Республики, упраздняются».
Весной 1918 года при подготовке декрета, - Ленин указывал:
- Большая централизация.
2. Назначение ответственных лиц – исполнителей в каждом местной центре по выбору ж/д организаций.
3. Беспрекословное исполнение их приказаний.
4. Диктаторские права отрядов военной охраны по обеспечению порядка.
5. Меры к немедленному учету подвижного состава и его размещения.
6. Меры к созданию технического отдела.
7. Топливо [4, С. 198].
В течение 1918 года правительство приняло ещё ряд декретов и постановлений, в которых конкретизировались принципы демократического централизма, определялись формы управления ж/д транспортом на этих принципах [1, 14]. Социалистическая ж/д сеть должна была развиваться и действовать на основе общегосударственных планов, а вся её деятельность направлена на удовлетворение потребностей народного хозяйства страны, материальных и духовных запросов трудящихся. Развитая сеть железных дорог есть одно из условий повышения производительности труда, мощное орудие укрепления обороноспособности страны [6].
Далее необходимо было восстанавливать транспорт и разрушенные ж/д пути, строить новые линии, создавать на основе современных научно-технических достижений подвижно состав, повышать провозоспособность дорог и мн.др., чем Советское государство совместно с трудовым народом занялись в полной мере [5].
Автор: В.Р. Янтурина — редактор Трибун | Marche Des Femmes
Список использованной литературы:
- Гладков И.А. Очерки строительства Советского планового хозяйства в 1917-1918 гг. / И.А. Гладков. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. — 363 с.
- Клаус Р. Война и народное хозяйство / Р. Клаус. — М. — Л.: Государственное военное издательство, 1926. — 116 с.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 34-35.
- Ленинский сборник XXI.
- Луценко Т.В. Железные дороги Советских республик / Развитие железнодорожного транспорта СССР // Под ред. Р.И. Робеля. — М., 1976. — № 81. — С. 26-41
- Осокина Н.С. Восстановление железнодорожного транспорта в 1921-1925 гг. / Развитие железнодорожного транспорта СССР // Под ред. Р.И. Робеля. — М., 1976. — № 81. — С. 42-53
- Светлолобов И.М. Железнодорожный транспорт в период Великой Октябрьской социалистической революции / Развитие железнодорожного транспорта СССР // Под ред. Р.И. Робеля. — М., 1976. — № 81. — С. 5-25
Не забудьте подписаться на наш канал в других социальных cетях для получения для получения еще большего количества интересного контента! Ждем вас: