В последнее время всё чаще вспоминаются/попадаются фильмы, где грань между реальностью и фантазией размыта, поэтому решил сделать подборку нескольких не самых очевидных. Список, правда, быстро раздулся, поэтому для начала ограничусь последними пятью годами, но в следующих сериях, если будет интересно, уйдем и подальше от современности.
«Цензор» (2020)
Дебютный фильм валлийской постановщицы Прано Бэйли-Бонд о британской цензуре и моральной панике 1980-х. Инед Бэйнс отсматривает фильмы ужасов в поисках опасных для психики сцен — и вот один из них напоминает женщине о таинственном исчезновении сестры Нины. Постепенно грань между реальностью, смутными воспоминаниями и хоррором истончается.
«Облако в её комнате» (2020)
Полнометражный дебют китаянки Чжэн Ли Синьюань посвящен аренде — не столько физического пространства, сколько незримого: в душе, памяти, мыслях. 22-летняя Музи под Китайский Новый год возвращается в родной Гуанчжоу, чтобы повидать родителей, которые давно не живут вместе. Размышляя о прошлом и будущем, отношениях с близкими и другими людьми, девушка словно застревает в городе, который вроде бы изменился, а вроде и заставляет время замереть.
«Уховертка» (2021)
В новом фильме Люсиль Хадзихалилович кафкианский сюжет наполнен странностями в духе Линча и жутковатостями Кроненберга. У десятилетней Мии ледяные зубы, а живет она в мрачной меблирашке с неким Альбертом — то ли отцом, то ли опекуном. Тот ждет звонок, после которого они смогут покинуть опустошенный войной европейский город, но пока их повторяющийся быт лишь увеличивает витающую в воздухе тревогу. Возможно, часть сюжета — лишь видение (впрочем — может быть и весь).
«Приоритет чудо-яйца» (2021)
Оригинальное аниме (то есть без манги-первоисточника), снятое Сином Вакабаяси, который режиссировал отдельные эпизоды первого сезона «Атаки титанов» и отвечал за анимацию «Стального алхимика» со «Сказом о четырех с половиной татами». 14-летняя Ай Ото не ходил в школу из-за буллинга — и еще переживает смерть единственной подруги. Возможность побороть страх и сделать мир лучше приходит неожиданно: в скрытом парке аттракционов можно получать загадочные чудо-яйца и отправиться в вымышленные миры, где девочек-подростков третируют монстры общественного давления. В меру ревизионистское махо-сёдзё с несколько смазанным финалом (точнее — многоточием).
«Вычитание» (2022)
Остросюжетный фильм Мани Хагиги, снявшего «Свинью» и «Приходит дракон». Принуарленный дождем Тегеран становится местом действия мистического сюжета: инструкторша по вождению Фарзане замечает супруга
Джалала, который посещает квартиру другой женщины. К удивлению пары в городе живет семья их двойников — более состоятельных и успешных. Мысли о том, что жизнь могла бы сложиться иначе, запускает цепочку непредсказуемых событий.
«Пэрл» (2022)
Хронологически отправная точка хоррор-трилогии Тая Уэста, куда также входят «Х» и «Максин ХХХ». 1918 год, юная Пэрл живет на ферме со строгой матерью и недееспособным отцом, ждет мужа с фронта Первой мировой и потихоньку находит утешение в голливудских фантазиях. Не только фильмах, но и обещаниях, что каждая — может стать звездой. Стильное ретро-безумией с сияющей Мией Гот, чья героиня оказывается так зажата между травмами прошлого и обещаниями будущего, что слегка перестает их различать.
«Я видел свет телевизора» (2024)
Сновидческий фильм транспостановщицы Джейн Шёнбрун — восходящей звезды инди-кино. В середине 90-х юный Оуэн начинает угорать по сериалу The Pink Opaque, где две девушки сражаются с нечистой силой в разных уголках США, общаясь только телепатически. Параллельно он взрослеет — и тотально ощущает себя не героем собственной жизни (или ирреальность той рутины, что всем кажется нормальной). Эмоциональный фильм о (гендерной) дисфории.
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).