Найти в Дзене

«Уховертка» — гипнотизирующий фильм в духе Линча и Ноэ, который немного пожирает мозг

Пересмотрел гипнотический фильм-лабиринт «Уховертка» , который когда-то увидел на фестивале в Торонто (эх, были времена), и стало любопытно докинуть пару деталей, которые я не заметил или не вместил в рецензию. Напомню вкратце, что это фильм о девочке с ледяными зубами, которую готовит к загадочной отправке немногословный мужчина Альберт. На дворе абстрактная сердцевина XX века.

«Уховертка» (2021)
«Уховертка» (2021)

Во-первых, это, конечно, идеальное кино времен (само)изоляции/пандемии: внешнего мира в нем как будто не существует. Постановщица Люсиль Хадзихалилович сняла камерную, клаустрофобическую, удушающую картину, за рамки которой практически невозможно выйти. То есть активное пространство — мизерно, но вокруг такой туман войны — что не очень понятно, как эту территорию покинуть.

Собственно, это указывает не только на ужасающие глобальные события (упоминается война, в свидетельстве о рождении 10-летней девочки — кажется, 1941-й), но запутанный психологический лабиринт Альберта. Вон он вспоминает детство, вот ему мерещится покойная супруга, вот выводят из себя слова незнакомца, видимо, угадавшего очертания биографии собеседника.

«Уховертка» (2021)
«Уховертка» (2021)

«Уховертка» строится на противоречии. С одной стороны — строгий распорядок в каморке Мии и воспитателя/отца. Он дублируется в её игре с насекомыми: девочка так же возводит стены, заборы и прочие препоны из папье-маше (точнее — пережеванной газетной бумаги). В противовес — туманный лабиринт воспоминаний, коварный монтаж, наталкивающий на мысли, что повествование вовсе не линейно; хотя сюжет с официанткой Селестой как будто и встраивается в основной нарратив.

Как минимум на смысловом уровне Хадзихалилович показывает, что пленение Мии будет вечным: что под родительской опекой, что под начальственным надзором, что в объятиях любовника. Любая рана, хворь, слабость — лишь повод для окружающих мужчин подчинить себе девочку или женщину. Вместе с тем у Альберта нет какой-то сверхидеи, предумышленного желания обладать — он слишком сфокусирован на бликах воспоминаний, на желании что-то восстановить из прошлого и сам охотно подчиняется незримому голосу, которого, быть может, не существует.

«Уховертка» (2021)
«Уховертка» (2021)

Реальность в фильме травмирована, пребывает в стремлении к заживлению, но не находит подходящее лекарство. И тут любопытно про уховертку — насекомое, которое находит трещины и дыры в самом безупречном «порядке». Если придумавшие имя насекомому опасались, что оно заберется им в ухо, то у Хадзихалилович мелкие события прошлого начинают точить человеческий мозг, изменяя его картину мира.

Собственно, её буквально и рассматривают Мия с Альбертом несколько раз за фильм. Это не просто «спойлер» к финалу, но запечатленное когда-то ребенком мировосприятие, которое страшно менять после пережитых ужасов. Проще помыслить себя кем-то другим, не собой, героем живописного мазка.

Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».

Наука
7 млн интересуются