Найти тему
Студент-психолог

Секреты успешной работы: как побороть профессиональный стресс и вернуть баланс в жизни.

Оглавление

Современный ритм жизни диктует свои правила: стремительный темп, информационные потоки, высокие требования к эффективности. Это неизбежно ведет к росту стрессовых нагрузок - серьезной организационной и социальной проблеме. Большинство сотрудников и членов общества находятся в плену "стрессового вируса" - "болезни 21 века".

Причины кроются в технологическом прогрессе и интенсификации экономической жизни. Основные стрессогенные факторы - физические и эмоциональные перегрузки на работе:

😟высокие объемы задач;

😞сжатые сроки;

😖необходимость соответствовать повышенным требованиям.

Во-первых, стрессы негативно влияют на эффективность труда: провоцируют текучесть, брак, снижение производительности.

Во-вторых, стрессы сказываются на всей жизни человека, меняя его психическое и физическое состояние, подрывая здоровье.

Работа в стрессогенной обстановке, согласно Г. Селье, всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызывать как острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий.

-2
Ганс Гуго Бруно Селье — врач по образованию, основоположник учения о стрессе, биолог с мировым именем, эндокринолог, патофизиолог, директор Института экспериментальной медицины и хирургии в Монреале — на протяжении почти пятидесяти лет разрабатывал проблемы общего адаптационного синдрома и стресса.

Исследования показывают, что в первые три года воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций, таких как психозы и инфаркты, а затем начинают преобладать хронические болезни - ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и другие.

Влияние стресса на на различные системы организма.

Сердечно-сосудистая система:

Наше сердце и кровеносные сосуды - это настоящая барометр нашего эмоционального состояния. Когда мы испытываем тревогу, страх или гнев, наш организм реагирует выбросом дополнительных гормонов, которые заставляют сердце биться чаще, а артериальное давление повышаться. Кровеносные сосуды при этом сужаются, что может привести к серьезным последствиям вроде инфаркта или инсульта. Ученые установили прямую связь между психологическим состоянием человека и развитием сердечно-сосудистых заболеваний.

Костно-мышечная система

Стресс запускает в нашем организме древний "рефлекс борьбы или бегства". Даже если опасность всего лишь воображаемая, наши мышцы напрягаются, создавая дополнительную нагрузку на связки, сухожилия и суставы. Это приводит к болям в спине, шее, голове, коленях и других частях тела. Со временем мышцы слабеют и устают, усугубляя ситуацию.

-3

Пищеварительная система

Сильный стресс оказывает серьезное влияние на работу желудочно-кишечного тракта. Слюнные железы могут либо полностью прекратить выделение слюны, либо, наоборот, работать в усиленном режиме. Желудок начинает вырабатывать избыточное количество кислот, вызывая тошноту, изжогу и даже язву. Другой распространенный эффект стресса - диарея.

Иммунная система

Хронический стресс ослабляет нашу иммунную систему, открывая "ворота" для различных инфекций. Более того, исследования британских ученых показали прямую связь между сильными эмоциями, особенно страхом, и развитием онкологических заболеваний.

Дыхательная система

Стресс может спровоцировать приступы астмы даже у людей, ранее не страдавших этим заболеванием. Известно множество случаев, когда сильные потрясения, такие как смерть близкого человека или автомобильная авария, вызывали серьезные проблемы с дыханием.

-4

Слово "стресс"

Слово "стресс" пришло к нам из английского языка и в переводе означает "нажим, давление, напряжение".

Одним из первых, кто дал определение стресса, был известный канадский физиолог Ганс Селье. Ученый определил стресс как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, т. е. к сопротивлению, борьбе или бегству. В упрощенном виде стресс, по его мнению, - это все, что ведет к быстрому старению организма и вызывает болезни.

Толковый словарь дает следующее толкование: Стресс - напряжение. Состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы.

Другие исследователи также предлагают свои определения профессионального стресса, рассматривая его как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию.

Симптомы

Стресс на рабочем месте проявляется через множество симптомов, на которые стоит обращать внимание. Среди них можно выделить когнитивные, эмоциональные, физические и поведенческие признаки.

-5

Когнитивные симптомы

включают в себя проблемы с памятью, концентрацией, принятием решений, а также пессимизм, тревожность и бессонницу.

Эмоциональные симптомы

выражаются в перепадах настроения, раздражительности, чувстве одиночества, депрессии и даже мыслях о самоубийстве.

Физические симптомы

проявления стресса весьма разнообразны - от болей в теле и нарушений пищеварения до частых простуд и аллергических реакций.

Поведенческие симптомы

могут проявляться в изменении привычек в еде и сне, злоупотреблении вредными привычками, снижении продуктивности и проблемах в общении.

В итоге, чем больше таких признаков наблюдается у человека, тем более выраженным является его стрессовое состояние.

Причины и источники

Стресс в современных организациях - частое явление, поэтому важно, чтобы и руководители, и сотрудники понимали его причины и источники, чтобы по возможности их устранять.

-6

Источники стресса можно условно разделить на три большие группы.

Первая группа

Внешние факторы, такие как экономический кризис, политическая нестабильность, инфляция, безработица. Эти факторы находятся вне организации, но оказывают на нее сильное влияние.

Вторая группа

Факторы, зависящие от самой организации.

Сюда относятся:

  • Характер выполняемой работы: ее сложность, степень ответственности, условия труда.
  • Нечеткое распределение ролей и обязанностей, ролевые конфликты.
  • Проблемы в коллективе, отсутствие поддержки и нормального общения.
  • Особенности организационной структуры, например, двойное подчинение в матричной структуре.
  • Стиль управления, основанный на давлении и угрозах.

Третья группа

Факторы, зависящие от самих работников. Это их личностные проблемы и индивидуальные особенности характера.

-7

Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

🧠Опыт работы – лучший учитель в преодолении стресса.

Чем дольше сотрудник трудится в организации, тем лучше он адаптируется к условиям работы и успешнее справляется с возникающими трудностями. Опытные специалисты уже знают, как правильно реагировать на различные рабочие ситуации и устранять препятствия на своем пути.

👀Восприятие – ключ к пониманию стресса.

Очень часто сотрудники воспринимают ситуацию не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение один работник может воспринимать как трагедию, а другой – как возможность попробовать себя в новом деле.

💖Поддержка окружающих – важный антистрессовый фактор.

Помощь и поддержка коллег, друзей и родственников помогают снимать напряжение и преодолевать стрессовые ситуации на работе. Чувствуя плечо рядом, сотрудник чувствует себя более защищенным и способным справиться с возникшими проблемами.

-8

🏃‍♂️Активные действия – залог успешного преодоления стресса.

Сотрудники, которые активно пытаются повлиять на ситуацию и улучшить ее, как правило, лучше справляются со стрессом, чем те, кто занимает пассивную выжидательную позицию. Готовность действовать и менять обстоятельства в лучшую сторону помогает эффективно предупреждать и снижать уровень стресса.

😡Степень агрессивности – еще один фактор стресса.

Наряду с перечисленными, на возникновение и развитие стресса также может влиять и степень агрессивности сотрудника.

 Ю.В. Щербатых
Ю.В. Щербатых

Согласно уже исследованиям ученого Ю.В. Щербатых, факторы, вызывающие этот стресс, можно условно разделить на две категории: объективные и субъективные.

Ю.В. Щербатых — доктор биологических наук, профессор кафедры психологии Воронежского филиала МГЭУ

Объективные факторы - это те, которые мало зависят от личности работника. Сюда относятся вредные условия производственной среды, тяжелые условия труда и чрезвычайные ситуации.

Например, пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе или изнуряющая жара в литейном производстве. Такие факторы первично вызывают биологический стресс, который затем может перерасти в психологический.

-10

Взрыв на Чернобыльской АЭС - яркий пример, когда сочетание радиационного облучения и неизвестности привело к развитию серьезной радиофобии у "ликвидаторов".

Кроме того, к объективным факторам стресса относятся высокий темп деятельности, длительная работа, "рваный" ритм, повышенная ответственность, значительные физические нагрузки и т.д. Дополнительным стрессором могут стать и чрезвычайные ситуации, специфичные для той или иной профессии - авария на буровой установке, обвал акций или срыв поставок сырья.

Субъективные факторы стресса включают в себя две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные.

-11

Первые могут возникать при общении с руководителями, подчиненными и коллегами. Начальник может быть источником стресса из-за чрезмерного контроля, завышенных требований, недооценки труда или грубого отношения. В свою очередь, пассивность, некомпетентность или лень подчиненных могут стать стрессом для руководителя. Даже внешние контакты, например, с покупателями или налоговыми инспекторами, могут провоцировать стресс.

-12

Мировые эксперты в области профессионального стресса выделяют другие шесть ключевых триггеров, провоцирующих напряжение и тревогу у работников:

  1. Режим трудовой деятельности - неблагоприятные условия труда, изнуряющий ритм работы, вечная нехватка времени и прочие факторы, изматывающие сотрудников.
  2. Роль работника в организации - ролевые конфликты, чрезмерная ответственность при недостатке полномочий, неясность должностных обязанностей.
  3. Коммуникативные факторы - сложные взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности с делегированием задач.
  4. Карьерные перспективы - нереалистичные амбиции, профессиональная неудовлетворенность, слишком стремительный или, напротив, застойный карьерный рост, боязнь потерять работу.
  5. Организационная культура - несоответствие ценностей и ожиданий сотрудника корпоративной философии, ограничение личной свободы, интриги и политические игры.
  6. Внеорганизационные факторы - проблемы в семье из-за сверхурочной занятости, неумение разделять профессиональную и личную сферы, карьерные амбиции обоих супругов

Борьба со стрессом

В настоящее время для борьбы со стрессом персонала используются различные подходы и методы. Чаще всего методы управления стрессом условно разделяют на 2 группы: методы управления стрессом на уровне организации и методы управления стрессом на уровне личности.

-13

Управление стрессом на уровне организации

Это мероприятия, направленные на помощь сотрудникам в преодолении последствий стресса. Можно выделить следующие методы управления стрессом:

  • социальная поддержка;
  • психологические тренинги;
  • программы оздоровления;
  • методики релаксации;
  • методики отреагирования;
  • психологическое консультирование.

Управление стрессом на уровне личности

Это действия, которые самостоятельно предпринимает сотрудник для снятия психологического напряжения. Это психологическая гигиена, которая является обязательной для любого руководителя, поскольку работа руководителя всегда связана со стрессом. В методы индивидуального снятия психологического напряжения входят следующие:

  • управление временем;
  • психотерапия;
  • поддерживающие диеты;
  • физические упражнения;
  • обучение методам борьбы со стрессом.
-14

В современной управленческой литературе же представлены следующие подходы к снижению стрессов в организации.

Наиболее эффективным считается комплексный подход, включающий три основных направления:

1. Оптимизация соответствия между требованиями организации и возможностями сотрудников.

Для этого используются технологии профессионального отбора, ротации кадров, а также обучение и повышение квалификации персонала. Важно также адаптировать организационную среду, условия труда и корпоративную культуру с учетом психологических особенностей сотрудников.

2. Воздействие на когнитивную оценку сотрудниками своих возможностей.

Психологическая помощь должна быть направлена на оптимизацию трудовой мотивации, повышение адекватности восприятия требований организации. Это позволит снизить сопротивление персонала нововведениям и связанные с этим стрессы.

3. Управление ответными реакциями на стрессовые факторы.

Здесь важно сформировать у сотрудников активную позицию по отношению к организационным и профессиональным стрессам, развивать их стрессоустойчивость и навыки совладания со стрессом.

-15

Решения специалистов в области организационной психологии.

Для предотвращения стресс-реакций рекомендуют приемы преодолевающего поведения (копинга), основанные на рационализации и когнитивной активности:

  1. Будьте информированы. Соберите как можно больше данных о возможных стрессовых ситуациях на работе. Это поможет Вам быть готовым к ним.
  2. Подготовьтесь. Подумайте, как можно предотвратить конкретные стрессовые ситуации. Не спешите с выводами, обдумайте разные варианты.
  3. Поверьте в себя. Осознайте, что большинство рабочих стрессов Вы способны решить самостоятельно. Не бойтесь брать ситуацию под контроль.
  4. Будьте активны. Старайтесь не просто реагировать на стресс, а активно менять ситуацию. Ведите активный образ жизни - это укрепляет Ваши адаптационные возможности.
  5. Примите перемены. Помните, что изменения - неотъемлемая часть работы. Учитесь воспринимать их спокойно.
  6. Отдыхайте. Овладевают стрессом те, кто умеет расслабляться. Практикуйте методы релаксации.
-16

В управлении стрессами на рабочем месте Л.Р. Мерфи выделяют три основных подхода:

  1. Первичная профилактика - устранение или снижение стрессовых факторов в организационной среде. Например, изменение процедур обучения и отбора персонала, расширение полномочий сотрудников, оптимизация рабочих задач. Главное - учитывать специфику конкретной организации, чтобы нововведения не вызывали дополнительного напряжения.
  2. Вторичная профилактика - обучение сотрудников навыкам саморегуляции и управления стрессом. Речь идет о техниках релаксации, позитивного мышления и т.д. Однако если стрессовая нагрузка слишком высока, одной вторичной профилактики может быть недостаточно.
  3. Третичная профилактика - предоставление конфиденциальных консультаций для сотрудников, здоровье или самочувствие которых пострадало из-за хронического рабочего стресса. Это своего рода реабилитация.
-17

Завершение

Так, для эффективного управления профессиональными стрессами современным руководителям необходимо обладать знаниями об основных методах и подходах к стресс-менеджменту, а также уметь распознавать признаки и источники стресса в организации. Подбор действенных методов управления профессиональными стрессами возможен только после выявления ключевых стресс-факторов. Кадровые службы должны быть готовы применять современные подходы к управлению профессиональными стрессами с учетом специфики конкретной организационной ситуации.

Источники

1. Сайт Департамента здравоохранения Кировской области. URL: http://www.medkirov.ru (дата обращения: 20.11.2014).

1. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья / под ред. Р. Калимо, М.А. Эль-Батави. Женева, 1989.

2. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.

3. Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 1999.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995.

5. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: хрестоматия / сост. А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. М., 1994.

6. Подопригора М.Г. Организационное поведение. Таганрог, 2008.

7. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.

8. Щербатых Ю.В. Психология страха. М., 2005.

9. Леонова А., Чернышова О. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы. М., 1995.

10. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб., 2008.

11. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб., 2009.

12. Труфанова Т. А., журнал "Вестник Тамбовского университета". Серия: "Гуманитарные науки"; "Современные подходы к управлению профессиональными стрессами". 2015.