Найти в Дзене

Из-за утилизационного сбора к 2024 автомобили вырастут в цене на 70-85 процентов

Что такое и зачем нужен утилизационный сбор?

Утилизационный сбор — это платеж за экологичную утилизацию автомобиля после окончания его эксплуатации. Он установлен Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Уплачивается он только один раз за одну машину: при этом уплатить его нужно при растаможке, до этого автомобиль нельзя поставить на учет и использовать. НДС с платежа не взимается. Если утильсбор уплачен, то в электронном паспорте транспортного средства (ЭПТС) проставляется соответствующая отметка.

Кто уплачивает утильсбор в 2024 году?
  • Производитель автомобиля, изготовленного в России
  • Импортер за машину, которую он ввозит в Россию
  • Покупатель, если ранее за его машину не взимался утильсбор
Когда не нужно платить утильсбор?
  • Ранее его уже уплатили, например, это сделал бывший владелец авто
  • Автомобилю более 30 лет
  • Транспортное средство является собственностью беженцев, участников программы добровольного переселения или вынужденных переселенцев
  • Авто ввезено в Россию временно
  • Машина принадлежит диппредставительствам или международным организациям с привилегиями и иммунитетом, либо их сотрудникам
  • Автомобиль выпущен менее трех лет назад и находится под таможенной процедурой в Особой экономической зоне в Калининградской области

Рассмотрю основные положения по уплате «утиля» применительно к физлицам. Почему именно к ним? Дело в том, что именно они платят утильсбор самостоятельно, и цена ошибки (в прямом смысле) здесь велика. А вот покупатели машин, ввозимых официальным представительством бренда или по параллельному импорту, избавлены от такой необходимости. Утильсбор за них уплачивают сами импортеры и в дальнейшем просто включают его в конечную цену, которую покупатель видит в автосалоне или на сайте продавца.

Не забудем и о важном уточнении: в новых правилах прописаны две категории автомобилей, которые ввозят через границу частники. Первая — «транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования», вторая — все прочие «транспортные средства, ввозимые физическими лицами». На первую категорию распространяется так называемый льготный утильсбор, на вторую — коммерческий, ибо он совпадает с тем, что платят юридические лица. К разнице между этими категориями мы еще вернемся, а пока отметим, что правила подразумевают еще один важный признак группировки машин — возрастной. По нему машины делятся на те, которым еще не исполнилось три года, и на те, что уже старше трех лет.

На льготный «утиль» можно рассчитывать при завозе автомобиля любого возраста, но с оформлением его на физическое лицо исключительно для личного пользования. Однако в этом правиле есть ограничение: все сказанное распространяется только на автомобили с двигателями внутреннего сгорания рабочим объемом менее трех литров. Для машин с ДВС больше трех литров льготный утильсбор, увы, не предусмотрен.

Перед тем как перейти непосредственно к размеру «утиля», напомню, что он рассчитывается как произведение базовой ставки в 20 000 рублей на коэффициент, который и учитывает возраст, тип таможенного оформления и тип заявителя. Коэффициент, применимый к машинам моложе трех лет с ДВС до трех литров, составляет 0,17, стало быть, «утиль» на них — всего 3400 рублей. Если такая машина старше трех лет, заплатить нужно немногим больше — 5200 рублей.

А вот для автомобилей с «большими» моторами расклад совершенно иной. На транспорт старше трех лет с мотором свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см, коэффициент уже огромный — 74,25, что дает сумму 1 485 000 рублей. Для машин с ДВС свыше 3500 «кубиков» коэффициент 81,19 дает «утиль» в размере 1 623 800 рублей. Ровно столько же платят и юридические лица. Насколько сильно новые правила ударили по этому сегменту, увидим по итогам четвертого квартала, однако еще осенью серые дилеры сигнализировали нам, что с рынка ушли сразу несколько позиций вроде Hyundai Palisade c бензиновым мотором в 3,5 литра, да и спрос на «Прадики-Крузаки», особенно подержанные, несколько подсел
А вот для автомобилей с «большими» моторами расклад совершенно иной. На транспорт старше трех лет с мотором свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см, коэффициент уже огромный — 74,25, что дает сумму 1 485 000 рублей. Для машин с ДВС свыше 3500 «кубиков» коэффициент 81,19 дает «утиль» в размере 1 623 800 рублей. Ровно столько же платят и юридические лица. Насколько сильно новые правила ударили по этому сегменту, увидим по итогам четвертого квартала, однако еще осенью серые дилеры сигнализировали нам, что с рынка ушли сразу несколько позиций вроде Hyundai Palisade c бензиновым мотором в 3,5 литра, да и спрос на «Прадики-Крузаки», особенно подержанные, несколько подсел

Интересно, что куда выгоднее ввезти такую машину возрастом не более трех лет. В этом случае утильсбор составит 970 000 рублей для машин с мотором до трех литров, и 1 235 200 рублей — для машин с мотором более 3,5 литра.

Как избежать уплаты коммерческого утильсбора частниками в 2024 году?

  • Правило первое. На машины с ДВС от трех литров льготного утильсбора больше нет в принципе, и если вы не готовы на высокий «утиль», про эти машины лучше забыть.

  • Правило второе. Ни в коем случае не покупайте автомобиль, ввезенный ранее в одну из стран-членов ЕАЭС по любой таможенной декларации, кроме пассажирской, в противном случае «утиль» совершенно точно не будет льготным. Однако это не распространяется на электромобили. Даже если они были ввезены в Киргизию, Армению или Казахстан по товарной декларации, российскому покупателю в 2024 году за них все равно начислят льготный сбор: на электромобиль моложе трех лет — 3400 рублей, на электромобиль старше трех лет — 5200 рублей
  • Правило третье. Если вы покупаете подержанную машину из дальнего зарубежья, и именно Российская Федерация, а не другая страна-член ЕАЭС становится первым адресом, оформляйте транспорт исключительно по пассажирской таможенной декларации.
  • Правило четвертое. Не ввозите второй автомобиль в течение 12 месяцев с момента ввоза первого (из любой страны). Даже если вы оформите его по пассажирской декларации, правило «личного пользования» не будет работать, и утиль за вторую машину в любом случае начислят по «коммерческой» ставке.
Авто
5,66 млн интересуются