Произвольная саморегуляция (способность сознательно регулировать свое поведение) - важный компонент готовности к обучению в школе.
Проявляется в следующих способностях:
- постановка целей;
- прогнозирование результатов;
- выбор средств достижения;
- долгосрочное планирование;
- контроль за поведением и т.п.
Все эти способности не даны человеку изначально!
Все, что предоставляет нам природа - нейробиологическая предуготовленность определенных мозговых структур (в данном случае лобных отделов мозга).
Далее, дело за средой (закрепление поведенческих программ, овладение речью и т.д.).
Все это возможно только в процессе взаимодействия с другими людьми.
Оптимальными для развития произвольной саморегуляции являются развернутые на всех этапах инструкции со стороны взрослого. Таким образом, у ребенка постепенно формируется способность (потребность) создавать собственную программу поведения.
Как это происходит?
- В начале дается строго заданная, развернутая инструкция (демонстрация) со стороны взрослого, а ребенок механически принимает и выполняет ее.
- Далее программа создается совместно, определяются цели, обсуждаются последствия, способы достижения, средства контроля.
Здесь очень важно понимать разницу между программами:
Например, программа “Брось в стенку мяч” и “Попади мячом в красный кружок на стене». Во второй программе появляется четкая цель, это важно.
В практике иногда наблюдаются ситуации, когда взрослые сами с трудом могут продемонстрировать данную способность. Это проявляется, в казалось бы, обыденных вещах - низкая организованность, пренебрежение правилами и т.п.
Тут очевидна истина - взрослый является примером для ребенка, примером осознанности и высокого уровня контроля за своим поведением.
Произвольное внимание, саморегуляция и самоконтроль - необходимы ребенку для усвоения учебного материала. Данные функции можно и нужно развивать.
Простые приемы формирования базовых основ произвольной саморегуляции:
1.«Задание для взрослого»
Ребёнок придумывает, планирует какое-либо “дело” для другого человека - мамы, папы и т.п.
- сначала ребенок должен объяснить и показать последовательность и цель действия так, чтобы другие его поняли;
- ребенок должен проконтролировать процесс выполнения задания;
- ребенок должен оценить результат, назвать допущенные ошибки, объяснить, как их можно исправить.
Например, задание для папы - повесить в комнате полку. Ребёнок определяет цель - зачем нужно повесить полку, далее перечисляет последовательность действий (определяем, куда повесим полку, берём инструменты…)
Далее взрослый начинает выполнять действия (может специально путать последовательность) и ребёнок контролирует процесс, исправляет неточности. В конце оценивает получившийся результат.
Родителям важно не стесняться быть недостаточно осведомленными и вслух признавать свои ошибки - это залог формирования у ребенка адекватной позиции относительно собственных неумений.
2.Мой дневник
Важным фактором развития произвольной саморегуляции является принятие и выполнение ребенком правил и норм взаимодействия с другими людьми и с самим собой. В этом поможет ведение различных дневников.
Самый простой вариант - с распорядком дня. Важно, чтобы ребенок сам написал/нарисовал свой распорядок дня, с перечислением видов деятельности каждый день.
3. Режим и “домашние ритуалы”.
Усвоение норм поведения в семье, группе - важная составляющая собственной саморегуляции.
Важная база - реальное соблюдение в повседневной жизни режима дня.
Это ежедневные “ритуалы”: чистка зубов, переодевание в домашнюю одежду и т.п.
4. Насыщение играми
Именно в процессе игры происходит усвоение определенных правил, которые меняются в зависимости от роли.
Это известные всем родителям игры: классики, вышибалы, казаки-разбойники, морской бой, крестики-нолики, шашки и т.п. При этом, важно, чтобы дети были заинтересованы в победе. Победивший получает мини-приз.
Всё перечисленное выше - база произвольности, то, что должно непременно присутствовать в жизни ребенка.
❗️Очевидно, если ребенок испытывает трудности со сосредоточением внимания, все вышеперечисленное выполняется с трудом.
Реакция выбора - одно из эффективных упражнений для формирования навыков внимания и произвольной саморегуляции.
При его использовании важно соблюдать этапность!
Этап 1. “Зеркало”
Суть этапа: на ваше действие ребенок отвечает (как эхо), тем же действием.
Например, показываете палец - ребенок показывает палец. Кроме действий можно предъявлять слова, цвета, звуки.
Усложняем постепенно:
Сначала ограничиваемся одной модальностью, например: палец-ладонь-кулак.
Затем добавляем другие модальности и постепенно усложняем инструкцию: мяч бросаем вверх - кидаем в цель - высовываем язык - произносим сложное слово
Этап 2. “Противоположности”
Суть этапа: на ваше действие ребенок отвечает, другим действием.
Например, показываете палец - ребенок показывает ладонь; говорите букву “д” - ребенок говорит “т” и т.п.
Усложняем так же постепенно, как на первом этапе
Этап 3. «Совмещаем действия»
Суть этапа: ребенок выполняет одновременно два действия.
Усложняем постепенно: cначала эти действия схожи между собой по отдельным параметрам.
Например, произнести что-то шепотом и тихо хлопать в ладоши.
Далее усложняем, действия становится совершенно противоположными.
Например, говорим шепотом, но хлопаем громко.
От этапа к этапу переходим при условии быстрого и безошибочного выполнения.
Это задание также используется в процессе нейродиагностики - устанавливаем уровень сформированности регуляторых функций.
Существует универсальная схема, по которой строятся упражнения для формированию навыков внимания:
Задается условный сигнал (хлопок, свисток и т.д.) и соответствующая ему реакция.
Цель для ребенка - как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией.