Найти тему

Произвольная саморегуляция - зачем развивать?

Оглавление

Произвольная саморегуляция (способность сознательно регулировать свое поведение) - важный компонент готовности к обучению в школе.

Проявляется в следующих способностях:

  • постановка целей;
  • прогнозирование результатов;
  • выбор средств достижения;
  • долгосрочное планирование;
  • контроль за поведением и т.п.
Все эти способности не даны человеку изначально! 

Все, что предоставляет нам природа - нейробиологическая предуготовленность определенных мозговых структур (в данном случае лобных отделов мозга).

Далее, дело за средой (закрепление поведенческих программ, овладение речью и т.д.). 

Все это возможно только в процессе взаимодействия с другими людьми.

Оптимальными для развития произвольной саморегуляции являются развернутые на всех этапах инструкции со стороны взрослого. Таким образом, у ребенка постепенно формируется способность (потребность) создавать собственную программу поведения. 

Как это происходит?

  1. В начале дается строго заданная, развернутая инструкция (демонстрация) со стороны взрослого, а ребенок механически принимает и выполняет ее.
  2. Далее программа создается совместно, определяются цели, обсуждаются последствия, способы достижения, средства контроля.

Здесь очень важно понимать разницу между программами:

Например, программа “Брось в стенку мяч” и “Попади мячом в красный кружок на стене». Во второй программе появляется четкая цель, это важно.

В практике иногда наблюдаются ситуации, когда взрослые сами с трудом могут продемонстрировать данную способность. Это проявляется, в казалось бы, обыденных вещах - низкая организованность, пренебрежение правилами и т.п.

Тут очевидна истина - взрослый является примером для ребенка, примером осознанности и высокого уровня контроля за своим поведением.

Произвольное внимание, саморегуляция и самоконтроль -  необходимы ребенку для усвоения учебного материала. Данные функции можно и нужно развивать.

​​Простые приемы формирования базовых основ произвольной саморегуляции:

1.«Задание для взрослого»

Ребёнок придумывает, планирует какое-либо “дело” для другого человека - мамы, папы и т.п.

- сначала ребенок должен объяснить и показать последовательность и цель действия так, чтобы другие его поняли;

- ребенок должен проконтролировать процесс выполнения задания;

- ребенок должен оценить результат, назвать допущенные ошибки, объяснить, как их можно исправить.

Например, задание для папы - повесить в комнате полку. Ребёнок определяет цель - зачем нужно повесить полку, далее перечисляет последовательность действий (определяем, куда повесим полку, берём инструменты…)

Далее взрослый начинает выполнять действия (может специально путать последовательность) и ребёнок контролирует процесс, исправляет неточности. В конце оценивает получившийся результат.

Родителям важно не стесняться быть недостаточно осведомленными и вслух признавать свои ошибки - это залог формирования у ребенка адекватной позиции относительно собственных неумений.

2.Мой дневник

Важным фактором развития произвольной саморегуляции является принятие и выполнение ребенком правил и норм взаимодействия с другими людьми и с самим собой. В этом поможет ведение различных дневников.

Самый простой вариант - с распорядком дня. Важно, чтобы ребенок сам написал/нарисовал свой распорядок дня, с перечислением видов деятельности каждый день.

3. Режим и “домашние ритуалы”.

Усвоение норм поведения в семье, группе - важная составляющая собственной саморегуляции. 

Важная база - реальное соблюдение в повседневной жизни режима дня.

Это ежедневные “ритуалы”: чистка зубов, переодевание в домашнюю одежду и т.п.

4. Насыщение играми

Именно в процессе игры происходит усвоение определенных правил, которые меняются в зависимости от роли.

Это известные всем родителям игры: классики, вышибалы, казаки-разбойники, морской бой, крестики-нолики, шашки и т.п. При этом, важно, чтобы дети были заинтересованы в победе. Победивший получает мини-приз.

Всё перечисленное выше - база произвольности, то, что должно непременно присутствовать в жизни ребенка.

❗️Очевидно, если ребенок испытывает трудности со сосредоточением внимания, все вышеперечисленное выполняется с трудом.

-2

Реакция выбора - одно из эффективных упражнений для формирования навыков внимания и произвольной саморегуляции.

При его использовании важно соблюдать этапность!

Этап 1. “Зеркало”

Суть этапа: на ваше действие ребенок отвечает (как эхо), тем же действием. 

Например, показываете палец - ребенок показывает палец. Кроме действий можно предъявлять слова, цвета, звуки.

Усложняем постепенно:

Сначала ограничиваемся одной модальностью, например: палец-ладонь-кулак.

Затем добавляем другие модальности и постепенно усложняем инструкцию: мяч бросаем вверх - кидаем в цель - высовываем язык - произносим сложное слово

Этап 2. “Противоположности”

Суть этапа: на ваше действие ребенок отвечает, другим действием. 

Например, показываете палец - ребенок показывает ладонь;  говорите букву “д” - ребенок говорит “т” и т.п.

Усложняем так же постепенно, как на первом этапе

Этап 3. «Совмещаем действия»

Суть этапа: ребенок выполняет одновременно два действия.

Усложняем постепенно: cначала эти действия схожи между собой по отдельным параметрам. 

Например, произнести что-то шепотом и тихо хлопать в ладоши.

Далее усложняем, действия становится совершенно противоположными.

Например, говорим шепотом, но хлопаем громко.

От этапа к этапу переходим при условии быстрого и безошибочного выполнения. 

Это задание также используется в процессе нейродиагностики - устанавливаем уровень сформированности регуляторых функций.

Существует универсальная схема, по которой строятся упражнения для формированию навыков внимания:

Задается условный сигнал (хлопок, свисток и т.д.) и соответствующая ему реакция. 

Цель для ребенка - как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией.