Найти тему
Москвовед

Полная история поездов метро Москвы (1935 - 2024).

Оглавление

В последние годы Москва является мировым лидером метростроения. Новые станции открываются каждый год, связывая все более отдаленные уголки столицы. Одна из основных составляющих развития московского метро - обновление подвижного состава (даже, наконец, на Замоскворецкой линии!).

На данный момент в парке столичного метро насчитывается примерно 550 составов или порядка 6 тысяч вагонов. С 1935 года использовались электровагоны более 10 типов.

В этой статье мы решили посмотреть, как менялся внешний вид и функциональность поездов метро, какими были первые вагоны и какими они стали сейчас.

Вагоны серии "А" (с модификацией Б)

Вагон серии "A". Источник: Фото:m24.ru/Александр Авилов
Вагон серии "A". Источник: Фото:m24.ru/Александр Авилов

Первые вагоны московского метро сошли с конвейера в 1934 году Мытищинского вагоностроительного завода (ММЗ) в 1934 году и начали свою транспортную историю в мае 1935 года - в день открытия столичной подземки.

Примечание: Официальное название вагонов серии А встречается только в технической документации и литературе. На самих вагонах были отображены только номера.

Самые первые поезда метро состояли всего из двух вагонов. После появились четырех- и шестивагонные составы.

Справка:

  • Производитель: ММЗ;
  • годы выпуска: 1934-1939;
  • годы эксплуатации: 1935-1976;
  • вместимость: 264 человека;
  • число мест для сидения - 52;
  • конструкционная скорость: 65 км/ч.

Вагоны типа "В"

Вагон В4. Источник: https://mtmuseum.ru
Вагон В4. Источник: https://mtmuseum.ru

Данные вагоны представляли из себя адаптированные трофейные вагоны типов C-1, C-2 и С-3 Берлинского метрополитена, вывезенные в количестве 120 единиц в 1945-1946 годах из Германии в качестве репараций.

Примечание: В Советском Союзе вместо латинской буквы «C» в обозначении была принята русская «В» (военный).

Справка:

  • годы выпуска: 1926-1930;
  • годы эксплуатации в Москве: 1946-1961;
  • количество дверей: 2 х 3;
  • вместимость: около 250 человек;
  • конструкционная скорость: 60 км/ч.

Вагоны типа "Г"

Вагоны типа "Г". Источник: сайт Московского метрополитена
Вагоны типа "Г". Источник: сайт Московского метрополитена

Вагоны этого типа производились на ММЗ в 1939 и 1940-м, но затем из-за войны производство остановилось и продолжилось уже с 1947 по 1955 год. В Москву за это время поступило 385 вагонов.

Примечание: Это первые голубые вагоны в столичном метро; имели уже более округленную форму.

Справка:

  • Производитель: ММЗ;
  • годы выпуска: 1939-1940, 1947-1956;
  • годы эксплуатации: 1940-1982;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • вместимость: 264 человека;
  • мест для сидения - 44;
  • конструкционная скорость: 65 км/ч.

Вагоны cерии "Д"

Вагоны серии "Д". Источник: m24.ru/ Евгения Смолянская
Вагоны серии "Д". Источник: m24.ru/ Евгения Смолянская

Вагоны этой серии внешнее мало отличались от "Г" серии, но стали значительно легче. Вкупе с новым электрическим и механическим оборудованием это позволило повысить возможную скорость вагонов до 70-75 км/ч.

Примечание: в салонах этих поездов внутреннее освещение выключалось во время следования в депо, а также при выходе из тоннеля на открытые участки линий.

Справка:

  • Производитель: ММЗ;
  • годы выпуска: 1955-1963;
  • годы эксплуатации: 1955-1995;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • вместимость: 264 человека;
  • мест для сидения - 44;
  • конструкционная скорость: 75 км/ч.

Вагоны cерии "Е" (c модификациями Еж)

Вагон серии "E". Источник: сайт Московского метрополитена
Вагон серии "E". Источник: сайт Московского метрополитена

Первые вагоны этого типа выпускались с 1959 года, но серийное производство началось с 1963 года и продолжалось до 1980 года (с учетом подвидов). Серия "E" стала прародительницей целой серии модификаций, некоторые из которых эксплуатируются в московской подземке до сих пор.

На бортах электровагонов этого типа появились продольные полосы гофрирования для усиления прочности кузова, который, в свою очередь, вновь был облегчен. Также были расширены дверные проемы до 1,38м.

Примечание: Модель "Еж" должна была стать переходной к новому типу "Ж", который не был реализован.

Справка:

  • Производители: ММЗ, ЛВЗ;
  • годы выпуска: 1953-1980;
  • годы эксплуатации: 1963-2024;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • вместимость: 280 человек;
  • мест для сидения - 40-42;
  • конструкционная скорость: 90 км/ч.

Номерные - самые многочисленные вагоны метро.

"Номерной". Источник: Яндекс Картинки.
"Номерной". Источник: Яндекс Картинки.

Знаменитый тип "Номерной" начали выпускать во второй половине 70-х годов. Названия вагонов начинаются с цифр 81–71. По своей сути они являются сильной модернизаций модификаций "Еж" и "Ем". С их выпуском впервые за всю историю метро была значительно увеличена вместимость салонов. Они стали рассчитаны на 330 пассажиров (вместо 262–264).

Тип "Яуза"

"Яуза". Источник: Яндекс Картинки.
"Яуза". Источник: Яндекс Картинки.

Данное поколение вагонов принципиально отличается от предыдущих серийных семейств. Кузов электровагона выполнен из нержавейки, вместимость вагонов была значительно повышена за счет уменьшения числа посадочных мест. Салоны "Яузы" впервые были оснащены электронными табло (вернее, бегущей строкой) и системой принудительной вентиляции, кабины управления - кондиционерами.

Справка:

  • Производитель: "Метровагонмаш";
  • годы выпуска: 1993-2002;
  • годы эксплуатации: 1999-2019;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • вместимость: 330 - 350 человек;
  • мест для сидения - 40 - 44;
  • конструкционная скорость: 100 км/ч.

Серия "Русич"

"Русич". Источник: m24.ru/Лидия Широнина
"Русич". Источник: m24.ru/Лидия Широнина

"Русич" - результат доработки не самой удачной серии "Яуза". Проектировался как состав для линий мини-метро, но используется на существующих линиях метрополитена, включая открытые участки.

Среди новшеств: стеклопакеты, позже - Wi-Fi роутеры.

Примечание: Изначально этим поездам дали название "Скиф", но его не одобрил Метрополитен после проведения открытого опроса горожан.

Справка:

  • Производитель: "Метровагонмаш";
  • годы выпуска: 2002-2013;
  • годы эксплуатации: 2003 - н. в.;
  • количество дверей: 2 х 4, 2 х 5, 2 х 6 (в зависимости от модификации);
  • вместимость: от 344 до 382 пассажиров;
  • мест для сидения - от - 46 до 60;
  • конструкционная скорость: 90 км/ч.

Тип "Ока"

"Ока". Источник: Яндекс Картинки
"Ока". Источник: Яндекс Картинки

Cалоны этого типа вагонов оборудованы вандалостойкими сиденьями и системой вентиляции воздуха. Модернизация 2014 года имеет сквозные межвагонные переходы.

Примечание: "Ока" - неофициальное название, в официальных и технических документах не указано.

Справка:

  • Производители: "Метровагонмаш", Тверской вагоностроительный завод;
  • годы выпуска: 2010-2016;
  • годы эксплуатации: 2012 - н. в.;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • вместимость: от 300 до 320 человек;
  • мест для сидения - от 38 до 42;
  • конструкционная скорость: 90 км/ч.

Поезд "Москва"

"Москва". Источник: m24.ru/Михаил Сипко
"Москва". Источник: m24.ru/Михаил Сипко

Является доработкой серии "Ока". Вагоны этого типа оснащены светодиодным освещением и сигнализацией, а также имеют сквозные проходы по всему составу. Имеют кондиционеры, систему отопления и обеззараживающие ультрафиолетовые лампы.

Впервые в истории московского метро в вагонах появились сенсорные дисплеи, кнопки для открытия дверей и USB-порты для подзарядки мобильных устройств.

Примечание: Свое название серия получила после голосования на проекте "Активный гражданин".

Справка:

  • Производитель: "Метровагонмаш", ОЭВРЗ;
  • годы выпуска: 2016-2020;
  • годы эксплуатации: 2017 - н. в.;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • вместимость - до 329 человек;
  • сидячих мест - до 36;
  • конструкционная скорость: 90 км/ч.

Поезд "Москва-2020"

"Москва-2020". Источник: Яндекс Картинки
"Москва-2020". Источник: Яндекс Картинки

Эта серия вагонов отличается от "Москвы" внешним видом кабины. В версии "2020" дверные проемы стали значительно шире, чтобы стоящие рядом с ними пассажиры не мешали входу и выходу. При этом уменьшилось число посадочных мест. USB-зарядки появились рядом с каждым сиденьем и стало больше информационных дисплеев.

Справка:

  • Производитель: "Метровагонмаш", ОЭВРЗ;
  • годы выпуска: 2020-2023;
  • годы эксплуатации: 2020 - н. в.;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • вместимость - 373 человека;
  • сидячих мест - до 34;
  • конструкционная скорость: 90 км/ч.

"Москва-2024"

"Москва-2024". Источник: Яндекс Картинки
"Москва-2024". Источник: Яндекс Картинки

Это новые поезда, вышедшие на Замоскворецкую линию в этом году. Москва "2024" имеет обновленный интерьер и современную отделку, а также более удобные USB-разъемы.

В июне 2024 года, по словам руководителя Департамента транспорта Максима Ликсутова, на Замоскворецкой линии работало уже 13 поездов новой серии.

Примечание: Цвет отделки - темно-серый, он был выбран москвичами на открытом голосовании, проходившем на выставке "Станция Манеж" в августе - сентябре 2023 года.

Справка:

  • Производитель: "Метровагонмаш";
  • годы выпуска: 2023-н.в.;
  • годы эксплуатации: 2024 - н. в.;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • вместимость - 373 человека;
  • сидячих мест - до 34;
  • конструкционная скорость: 90 км/ч.

___________________________________________________________

Спасибо за внимание!

Делитесь своим мнением в комментариях.

Понравилось? Ставь лайк и подписывайся на канал 👍